Аутизм - это не приговор
Аутизм - это не приговор, а вызов - на долгую дорогу преодоления трудностей и развития, и на этом пути вы и ваш ребенок имеете открытые возможности для счастья, развития, самореализации...
Вполне вероятно, сейчас вам сложно сориентироваться, как двигаться дальше и какие шаги осуществлять. Прежде всего, вы должны хорошо понимать суть проблем вашего ребенка, то, чем обусловлены особенности его поведения и развития.
Ниже приводятся наиболее типичные симптомы расстройства спектра аутизма.
Впрочем, их наличие не обязательно означает диагноз аутизм у вашего ребенка, эти симптомы могут быть обусловлены другими расстройствами, могут быть частью нормального развития. Наличие аутизма может установить только компетентная команда специалистов.
Ребенок редко устанавливает зрительный контакт или делает это необычным способом (например, смотрит на вас косо, смотрит как сквозь вас).
Выявление значительно меньшего интереса, чем ожидалось бы, к тому, что происходит вокруг.
Преимущественно играет сам, находится как в своем собственном мире.
Ребенок не копирует игры других детей, поведение родителей.
Выявление отсутствия интереса к игре с одногодками.
Ребенок начинал говорить, а потом перестал.
Не реагирует на простые указания, на обращенную к нему речь - притом, что поведение в других ситуациях указывает на то, что у ребенка нет проблем со слухом.
Развитие речи ребенка не соответствует возрасту.
Механически повторяет услышанные слова, например, выражения из телепрограмм. Повторяет их многократно.
Не использует жестов, мимики при общении.
Повторяет в ответ последние слова предложений, обращенных к нему.
Чрезмерно боится резких звуков (например, шума пылесоса), часто закрывает при этом ладонями глаза, уши.
Не любит, чтобы к нему прикасались, обнимали или, гладили по голове.
У ребенка стереотипные движения, например, клацанье пальцами, кручение головой, раскачивания.
Протестует против изменений в окружающей среде или в образе жизни (например, против смены мебели в квартире или изменения маршрута, по которому ходит в садик).
Ребенок чрезмерно увлекается числами, датами, отдельными предметами, какой-либо одной темой.
Любит крутиться на месте или увлекается предметами, которые крутятся.
Имеет ограниченный круг предпочтений, например, любит играть только одним (часто необычным) предметом, часто и многократно составляет в ряд свои игрушки и т.п.
Ребенка трудно остановить, отвлечь от однотипных, повторяющихся действий.
Привязывается к непривычным вещам, любит играться лентами, камнями, палочками или волосами и т.п.
Требует точного соблюдения установленных ритуалов, резко реагирует на любые изменения, например, настойчиво требует придерживаться одинаковой последовательности действий, покупая что-то в магазине, или же есть только с определенной посуды; одеваться только в определенную одежду, ходить только определенным путем и тому подобное.
Установление диагноза является лишь началом пути. Задание специалистов заключается не только в обследовании ребенка, но и в том, чтобы на основе представленного вам диагностического вывода предложить индивидуальную реабилитационную программу, которая реально поможет вашему ребенку в развитии. Именно поэтому вам нужна команда специалистов, которая сможет поддержать вас и вашего ребенка на всех ступеньках терапевтических вмешательств, сможет обеспечить квалифицированное медицинское и социально-психологическое сопровождение. Современные методики реабилитации позволяют достичь заметных успехов, особенно если эти методики воплощаются в раннем возрасте. И именно для этого во всех развитых странах функционируют программы Раннего Вмешательства, задачей которых является диагностирование, ранняя реабилитация нарушений развития и сопровождение семьи на протяжении первых 3-6 лет жизни ребенка. Итак, ваше задание - найти специалистов, которые смогут компетентно работать с вашим ребенком и сопровождать вашу семью, которые смогут быть вашими партнерами в помощи ребенку в развитии и самореализации.
Вам нужно стать компетентными, образованными родителями, которые обладают современной информацией о расстройствах спектра аутизма - поэтому читайте, читайте, читайте! Существуют многочисленные книги, интернет-источники, семинары и форумы для родителей. Существуют, наконец, специалисты, к которым вы можете обращаться с вашими вопросами. Только на основе современной, достоверной информации вы сможете сориентироваться, что является правдой, а что мифами и коммерческой рекламой в толкованиях аутизма; и соответственно, какие методики реабилитации и лечения могут помочь вашему ребенку, а какие будут лишь пустой тратой средств и времени. И, прежде всего, современная информация поможет вам лучше понимать своего ребенка, особенности его поведения - а это означает нарабатывать свои подходы в общении с ним; искать различные способы, как помочь ему в развитии; не уставать каждый раз пробовать новые варианты и др.
Аутизм является проявлением особого строения головного мозга, и пока нет методов, которые лечат аутизм, притом, что есть методы, которые помогают в большей или меньшей степени в каждом конкретном случае. Поэтому вам нужно осознать, что это длинная дорога и надо настроиться не на «стометровку», а на «марафон» длиною в жизнь... Это нелегкое осознание, и оно часто вызывает бурю чувств. Впрочем, вам предстоит пережить эту бурю. А потом жить дальше - с любовью к ребенку, ведь он такой, какой есть, и, несмотря на все, он нуждается в вашей любви и поддержке... Поэтому, чтобы помочь ему, вам необходимо, прежде всего, помочь себе пережить эту «бурю», победить отчаяние и страх - для этого вам понадобится эмоциональная, психологическая поддержка - поэтому примите ее от всех, кто сможет вам ее предоставить - и помните: это очень важный шаг, от него зависит, как вы будете двигаться далее...
Старайтесь найти для вашего ребенка действительно высококвалифицированных врачей - детского психиатра, невролога, педиатра - ваш ребенок должен находиться под надежным контролем. Несмотря на то, что сейчас медикаментозное лечение не является основной формой помощи детям с расстройствами спектра аутизма, в отдельных случаях детям могут потребоваться лекарства, которые могут уменьшить выраженность некоторых симптомов аутизма или сопутствующих расстройств. Иногда могут иметь место пищевые аллергии, и некоторым детям под контролем врача-диетолога и педиатра может помочь диета. Наличие сопутствующих расстройств, вроде эпилепсии, может также обусловливать необходимость в длительной медикаментозной терапии.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)