Современные аспекты внедрения инклюзивного обучения для дошкольников с нарушением зрения
Дети с нарушениями зрения, а особенно незрячие нуждаются в полноценном окружения для всестороннего развития и общения. Эта идея положена в необходимости организации специальных групп в дошкольных учреждениях, где воспитывались бы и учились вместе зрячие, слабовидящие и незрячие дети. Для создания таких групп существуют веские причины:
- ндивидуально-психологические особенности детей;
- выбор варианта доступной индивидуальной программы;
- особенности сформированности навыков самостоятельности.
Вся работа воспитателя должна направляться на пробуждение познавательной активности, расширение зоны ближайшего развития и реализации возможностей детей. Воспитатель на одном занятии объединяет в группу детей с особенностями зрительных нарушений, учитывая их индивидуальные особенности и рекомендации коррекционной программы.
Благодаря совместному обучению, воспитанию, дети учатся воспринимать как должное незрячих людей и удобно чувствовать себя при взаимодействии с ними. Отношение детей к сверстникам с расстройствами становится теплее, потому что они имеют возможность регулярно играть вместе. Они понимают, что незрячие дети могут делать определенные вещи лучше других.
Участие в повседневной жизни помогает детям почувствовать уверенность в себе, приобрести новые умения.
Основные направления работы:
- Организация воспитания, обучения незрячих детей в инклюзивной группе независимо от их возможностей, способностей, социального и экономического положения.
- Оказание консультационной помощи родителям, воспитывающим незрячих детей.
- Привлечение к сотрудничеству родителей, членов семьи.
- Создание положительного имиджа незрячих детей.
- Коррекционно-развивающая работа.
- Развитие умений, навыков в различных видах творческой деятельности, формирование у детей опыта отношений в социуме, навыков адаптации к социальной среде.
- Создание оптимальных условий для общения, психологическая поддержка родителей незрячих детей.
Приспособление окружающей среды:
- Устройство групповой комнаты. Инклюзивные группы делятся на несколько секторов или центров деятельности различной направленности. Главными из них являются сектор обучения, художественный сектор, сектор с песком и водой, сектор коррекционных игр. Но необходимо создавать пространство для свободного ориентирования детей между секторами. Такое окружение предоставляет максимум возможностей для знакомства с материалом и взаимодействия друг с другом и способствует развитию их независимости.
- Мебель, принадлежности. Для обучения незрячих детей можно использовать мебель и приборы для игр, однако для обучения эта категория детей требует специальных устройств (брайлевские доски, грифели). Для комфорта и удовлетворения потребностей можно предлагать различные виды стульев, сидений: мягкие сидения вроде валиков или подушек, маленькие столики, напольные сиденья. В группе должны быть горизонтальные столы, вертикальные доски, мольберты.
- Адаптация учебного процесса. Для достижения успеха в работе с инклюзивной группой необходимо учитывать следующие факторы:
- время - важно знать, в течение какого времени ребенок может концентрировать свое внимание на задаче;
- удобство – определить, в каких центрах деятельности дети чувствуют себя комфортно и уверенно - лучше сидеть на полу, чем на стуле;
- отвлечение - необходимо знать, насколько отвлекает детей окружающая среда. Некоторые дети удобно себя чувствуют, сидя вдали от всех, а другие любят быть в центре событий. Необходимо учитывать индивидуальные стили детей, пытаться создавать благоприятную окружающую среду;
- освещение - дети длительное время находятся в помещении, поэтому искусственное освещение должно быть мягким. Верхнее освещение и настольная лампа помогает детям сконцентрировать внимание в секторе обучения;
- наглядность должна способствовать социальному, эмоциональному и физическому, интеллектуальному развитию детей. В частности, открытый, незапрограммированный характер наглядности из глины, теста, раскрашенных яркими цветами, делает эти материалы идеальными для всех детей;
- дневной порядок - создание дневного распорядка чрезвычайно важно. Некоторым детям требуется больше времени, чтобы изменить вид деятельности. Время для занятий на свежем воздухе может быть увеличено, чтобы дать ребенку больше времени для активных игр.
- Создание благоприятной атмосферы.
Взрослые должны поддерживать друг друга в применении эффективных методов и стратегий.
- Учить всех детей по одной методике нецелесообразно, ведь у каждого ребенка свои сильные качества, потребности. Поэтому необходимо применять инновационные, креативные педагогические подходы - активное обучение, тесное сотрудничество, развитие критического мышления.
- Осуществление оценки.
Оценка - это процесс собрания информации о ребенке. Цель оценки - точные определения текущего уровня развития незрячего ребенка, которые дают возможность разработать соответствующие учебные планы и мероприятия.
Достаточно долгое и целенаправленное рассмотрение темы позволяет каждому ребенку сначала ознакомиться с новым материалом, а затем и приобрести соответствующие знания и умения.
Возможность таких детей во многом зависит от ожиданий учителя. Если он верит в успех, то обязательно достигнет его. Это основной определяющий нравственный принцип действия.
Необходимо выработать в себе целостное восприятие ребенка, не сосредотачиваться на его расстройствах, а разрабатывать программу развития, опираясь на его сильные стороны.
Воплощение инклюзивных программ для детей с жизненными проблемами - задача не из легких, но можно и нужно двигаться шаг за шагом вперед, объединив все усилия для мобилизации существующих возможностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)