Уроки общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
На уроках изобразительного искусства учитель общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляет решение следующих общих учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач:
- обязательно учитывает возрастные, психофизические, в т. ч. и речевые особенности каждого школьника, как в индивидуальных, так и в коллективных формах работы, с целью преодоления нарушений в соответствии с механизмами их возникновения и с опорой на наиболее сохранившиеся компоненты речевой и познавательной деятельности;
- на основе изобразительной деятельности создает условия для:
- развития художественных способностей и творческого потенциала учащихся, совершенствования их речи;
- свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами;
- расширения художественного, речевого познавательного мировоззрения школьников;
- формирует у учащихся:
- представления об изобразительном искусстве, его видах и жанрах, основные понятия и термины, систему выразительных средств, ключевые ориентиры восприятия и репродуцирования произведений изобразительного искусства;
- устойчивый интерес к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности;
- умение ориентироваться в задании, устанавливать логическую последовательность выполнения изображения или изготовления изделия;
- практические навыки репродуцирования художественных образов, овладения техниками и материалами в условиях многократного повторения, использования наглядности, привлечения графических алгоритмов и схем, на основе учебно-игровой и практической деятельности с целью творческого познания и создания художественного образа;
- познавательную и речевую активность учащихся;
- учит школьников:
- принимать и осознавать художественно-изобразительные задачи и предусматривать конечный результат будущей работы;
- правильно отражать содержание рисунка, обобщенные представления о цикличности изменений в природе;
- в предметных художественных образах передавать цвет, форму, фактуру, пропорции, пространственное и взаимное расположение частей, характерные признаки объектов и явлений окружающего мира на основе знаний, наблюдений или рассмотрения наглядности и тому подобное;
- соблюдать композиционную логику, определяя главное и второстепенное, анализируя и синтезируя художественные образы;
- воплощать в предметных или сюжетных образах творческий замысел, впечатление от прочитанных (услышанных, составленных самостоятельно) на уроках русского языка и литературы рассказов;
- планировать свою работу, правильно оценивать результаты ее выполнения;
- обогащает зрительные, художественные, познавательные, речевые впечатления учеников средством изобразительной деятельности в соответствии с задачами психоречевого развития школьников;
- органично сочетает в учебно-воспитательном и коррекционно-развивающем процессе художественное, эстетическое, морально-духовное воспитание и систематическое усвоение учащимися художественных знаний, практических навыков с параллельным развитием и совершенствованием речи;
- активизирует зрительные представления, сенсорный опыт, познавательную и речевую деятельность учащихся путем мотивационно-игровой формы уроков;
- творчески интегрирует на уроке различные виды деятельности и стимулирует к этому учеников путем, например, сочетания рисования с лепкой или аппликацией, составления связных рассказов по рисунку и тому подобное;
- поощряет:
- отражение учениками в художественной форме собственных фантазий, переживаний, чувств, мыслей;
- постепенный переход школьников от наглядно-чувственных впечатлений к созданию целостной композиции адекватными изобразительно-выразительными средствами;
- экономное использование учащимися художественных материалов;
- актуализирует словарный запас школьников по уже изученным темам и ранее усвоенному учебному материалу по другим предметам;
- поддерживает личное творческое начало каждого ученика, психоэмоциональные разгрузки школьников путем погружения в творческую атмосферу в целом или художественный образ в частности;
- совершенствует изобразительные умения школьников во всех видах художественной деятельности;
- систематически развивает у учащихся:
- умения: понимать единство формы и цветового решения художественного образа;
- видеть художественное моделирование мира, воплощать его в собственных художественных образах;
- самостоятельно лексически и грамматически правильно рассказывать о созданном собственноручно рисунке, изделии из бумаги и тому подобное;
- связную устную речь;
- визуальное и слуховое восприятие, наблюдательность, глазомер, соотнесенность движений кисти руки и глаз;
- тактильные и кинестетические ощущения, моторно-двигательную сферу;
- эмоциональную и словесно-логическую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- мыслительные функции и операции, умение пространственной ориентации, установления причинно-следственных связей;
- образное воображение, фантазию;
- художественно-эстетическое восприятие, чувственно-эмоциональную сферу, культуру чувств;
- воспитывает:
- желание и умение видеть прекрасное в окружающем мире, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям, интерес к художественной творческой деятельности;
- нравственные качества личности учащихся, трудолюбие, аккуратность, настойчивость;
- взаимопомощь, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- стремление общаться с взрослыми и сверстниками, пользуясь правильной и четкой связной речью.
С целью эффективного сочетания на уроках художественно-эстетического и речевого развития школьников с тяжелыми нарушениями речи учитель использует следующие методы:
- словесные, в которых источником знаний является устное или печатное слово, эмоциональные и выразительные вступительные беседы, использование художественной литературы, объяснения, дискуссии;
- наглядные, в которых источником знаний выступают работы мастеров народных художественных промыслов, произведения искусства, конкретные предметы или явления, наглядные пособия - рисунки, иллюстрации, репродукции, схемы, алгоритмы, различные изделия, скульптуры, муляжи, мини-модели, мультимедийные презентации и т.д.;
- практические, благодаря использованию которых, ученики получают знания и приобретают умения, выполняя практические действия.
По возможности, для более глубокого и эмоционального усвоения учебного материала учитель организует экскурсии в музеи, картинные галереи, мастерские художников и тому подобное. В начале урока целесообразно проводить подготовительную работу в виде различных видов игр и упражнений на совершенствование и развитие зрительных, слуховых, речевых, мыслительных функций и операций, моторно-двигательных и оптико-двигательных навыков.
Во время содержательной части урока при необходимости, в зависимости от наиболее сохранившихся компонентов речевой и познавательной деятельности школьников, используются методы подражания и применения образца (вербального или невербального). С целью психоэмоциональной и физической разгрузки учитель проводит физкультминутку с речевым или музыкальным сопровождением, которые, по возможности, дополняют или расширяют содержание учебного материала урока. На уроке проводится также индивидуальная работа, направленная на преодоление трудностей технического характера и собственно речевых затруднений школьников путем целенаправленных вопросов со стороны учителя, побуждения к комментированию учеником своих действий, общего неоднократного повторения нового понятия или термина, сложного для воспроизведения и тому подобное.
Для индивидуальной работы, как на уроках изобразительного искусства, так и во время выполнения домашних заданий, можно использовать вспомогательные пособия. Конечная часть каждого урока предусматривает оценивание учебных достижений учеников. Следует помнить, что, начиная с подготовительного и до четвертого класса, оценивание по предмету «Изобразительное искусство» осуществляется учителем словесно, в виде устных оценочных суждений, которые касаются только качественного результата усвоения учебного материала, а не личности школьника.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)