Перспективы развития взаимодействия науки и практики в отрасли коррекционного образования
Современный этап развития коррекционного образования характеризуется значительными изменениями, что является отражением требований современного общества. Состояние отечественной системы обучения и воспитания детей с психофизическими недостатками можно охарактеризовать как переходное.
Сотрудничество высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и организаций коррекционного образования развито и плодотворное. В то же время, сегодняшняя ситуация требует от обеих сторон взаимодействия, большей систематизации и координации усилий, налаживания более эффективного механизма внедрения результатов научных исследований, а также распространения и внедрения положительного опыта построения деятельности специальных учреждений в новых условиях.
Центральным вопросом является развитие системы предоставления коррекционной помощи. На сегодняшний день можно оценить деятельность государства в этом направлении, как в большей степени декларативную, которая на местах вызывает определенную хаотичность конкретных мероприятий. Хотя, безусловно, такого масштаба процесс может быть успешным только при наличии научно обоснованного плана действий, который должен при необходимости уточняться на основе приобретенного практического опыта его реализации.
Если исходить из того, что перестройка системы учреждений на сегодняшний день является требованием современного общества, то первым шагом нужно было бы изучить именно общественный запрос. Необходимо реально оценить состояние современной детской популяции с точки зрения распространенности недостатков умственного или физического развития, а также существующего риска нарушений развития под влиянием неблагоприятных факторов среды. При этом надо учитывать и фактор места жительства семьи, который в наших современных условиях может быть решающим в вопросе доступности услуг коррекционного образования. Это может и должно стать предметом совместного исследования работников психолого-медико-педагогических консультаций, социальных служб, медицинских учреждений, а также ученых.
Также следует учитывать, что кроме объективной потребности конкретных детей в коррекционной помощи, важным фактором формирования общественного запроса в коррекционном образовании является его место в общественном сознании. Без адекватного отношения к проблеме психофизических недостатков в детском возрасте, необходимости и возможности их коррекции представителей различных групп: родителей, руководителей и педагогов общеобразовательных школ, государственных служащих, здоровых сверстников и их родителей, и всех представителей общества, - трудно рассчитывать на успешное развитие системы коррекционного образования.
Совместные действия ученых и специалистов системы коррекционного образования целесообразно направить:
- на исследование отношения названных групп лиц к проблеме обучения, воспитания и интеграции в общество детей с психофизическими недостатками, готовности активно участвовать в этих процессах;
- на анализ проявлений неадекватности и неконструктивности в подходах и пути их преодоления;
- на разработку содержания и проведения широкой просветительской работы, обеспечение информирования и консультирования всех заинтересованных лиц.
Совершенствование системы оказания коррекционно-педагогической помощи, безусловно, должно базироваться на современных научных представлениях о структуре дефекта различных групп детей и факторах ее формирования. В частности, одним из актуальных направлений развития теоретических основ специальной психологии и коррекционной педагогики является дальнейшая научная разработка вопросов, касающихся общих закономерностей дизонтогенеза и его типологии. В течение последнего десятилетия наблюдается резкое усложнение структуры отклонений в развитии, растет количество детей с совмещенными недостатками. При таких условиях нерешенными оказываются не только теоретико-методологические, но и сугубо практические вопросы, в частности, проблема оптимального выбора образовательного маршрута ребенка, например, при наличии устойчивых корковых нарушений отдельных высших психических функций на фоне достаточного интеллектуального и личностного потенциала в целом.
Отдельной актуальной проблемой является научное сопровождение инклюзивного образования. В разработку этого вопроса активно включились ученые разных регионов. Основными направлениями сотрудничества между научными и педагогическими коллективами является исследование факторов успешного внедрения инклюзии, поиск оптимальных организационных и методических подходов к обучению детей в инклюзивных заведениях, информационная и методическая поддержка учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми с психофизическими недостатками.
Одной из основных современных проблем отечественного коррекционного образования (которую можно считать «проблемой роста») является недостаточная «технологичность» коррекционно-педагогической деятельности в новых условиях, в том числе, с использованием новых методических подходов. В результате, качество и успешность коррекционно-развивающего воздействия на детей с психофизическими недостатками, особенно тех, кто имеет усложненную структуру дефекта, или учится в условиях инклюзии, во многом зависит от индивидуальности учителя-дефектолога, логопеда, психолога, его желания и способности работать эффективно и творчески. Исправить это положение может только разработка, апробация и внедрение эффективных и гибких коррекционно-педагогических технологий.
Результаты сотрудничества ученых и практиков обязательно должны ложиться в основу совершенствования содержания подготовки и повышения квалификации специалистов в высших учебных заведениях, поскольку их выпускники должны быть готовы не только к работе в новых условиях, но и к активному участию в дальнейшей модернизации деятельности учреждений коррекционного образования.
Безусловно, значительная часть сегодняшних проблем коррекционного образования обусловлена недостаточным ее финансированием, нерешенностью многих как стратегических, так и тактических вопросов на государственном уровне. Но наука как раз и призвана работать на перспективу, готовить надежное обоснование для дальнейшего совершенствования практической деятельности общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)