Коррекционные функции педагогической оценки в обучении учащихся с нарушениями интеллекта
Перед коррекционным образованием предстает не только задача вооружения школьников определенным уровнем знаний и умений, но и стимулирования их к развитию своих способностей, интересов. Одним из таких стимулов может служить оценка.
Количественная и качественная педагогическая оценка служит одним из весомых средств, которое направляет поведение и деятельность детей, регулирует отношения, может выделять ученика в коллективе одноклассников и в семье. Однако особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта, зависимость их действий, настроения, работоспособности от внешних условий требуют иных, чем в массовой школе, подходов к использованию оценки.
Выделяют превосходящие функции оценки в коррекционно-развивающем обучении по отношению к детям с невыразительной задержкой психического развития, педагогической запущенностью:
- воспитание у детей положительного отношения к учебной деятельности, школе, процессу обучения;
- формирование основных компонентов учебной деятельности, ее осознанности и произвольности.
Эти функции оценки являются ведущими и в обучении детей с нарушениями интеллекта.
Разрабатывая вопросы коррекционной направленности обучения в специальной школе, были определены требования к оценке:
Оценивая учебные достижения ученика количественно или качественно, следует обосновать предлагаемые баллы или суждения. Ученик должен понять, за что он получает именно такую оценку, каких результатов он достиг, какие усилия еще предстоит приложить для их улучшения (если оценка не одобрительная).
Дети с нарушениями интеллекта, особенно те, которые имели негативный опыт обучения в массовой школе, часто настроены на неудачу, провал. Поэтому оценка не должна унижать ученика или вызвать у него негативные эмоции, а, наоборот, стимулировать к улучшению своих результатов, успехов, вызывать положительные чувства. Как показывает практика, наиболее эффективным для совершенствования деятельности и поведения является положительное оценочное стимулирование. Однако следует учитывать, что у детей с нарушениями интеллекта не сформирована критичность мышления, не всегда адекватная самооценка. Соответственно, предоставление положительных стимулов должно быть объективным.
В отличие от стандартных подходов к оценке в общей дидактике, где полученные учеником результаты сравниваются с нормативными требованиями, в олигофренодидактике следует использовать критерий относительной успешности. Он предусматривает оценивание сегодняшних достижений ребенка по сравнению с вчерашними. Ценность такого подхода заключается в возможности учета индивидуальных особенностей ученика, специфики его клинического диагноза, уровня знаний, усердия, настойчивости. Это позволяет также показать ученику, как он продвигается в обучении, наметить пути улучшения результатов.
Нельзя оценивать результаты учеников, пока они не овладеют навыками учения. Учитывая это, первые два года количественная оценка не выставляется. Используется одобрение, рекомендации, другие поощрения.
Однако в течение всего периода обучения стимулом для учащихся должна быть не только количественная оценка (баллы), но и качественная - эмоциональное состояние учителя, его слова, мимика. На начальном этапе обучения (первый - второй классы) стоит использовать наглядные стимулы, например, в виде солнышка, которое имеет различные изображения. Это, с одной стороны будет способствовать пониманию оценки, а с другой, будет помогать формированию эмоционально-волевой сферы ребенка.
С целью формирования учебной деятельности школьников стоит одобрять не только учебные достижения, но и приложенные ими усилия. Следует учитывать при этом особенности познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, развитие эмоционально-волевой сферы, характерологические качества. Обосновывая оценку, следует выделять следующие моменты:
- внимание ребенка при объяснении задачи учителем;
- инициатива и самостоятельность ребенка при выполнении работы;
- ориентирование в задании, постановка цели и ее соблюдение;
- планирование своих действий, самоконтроль;
- отношение к трудностям и реакция на помощь;
- отношение к работе в целом (ответственность, серьезность, приложение волевых усилий);
- отношение к результатам, желание их улучшать.
Весомой задачей является формирование у детей понимания критериев оценки. Для этого оценка должна быть мотивирована. Следует четко объяснить ученику, что ему уже удается, и что необходимо сделать, чтобы избежать ошибок, преодолеть трудности. Постепенно следует привлекать учащихся к качественной оценке деятельности других детей, обязательно объясняя свое мнение. Учитель может изготовить для учеников памятки-требования для работы, согласно которым будет проводиться оценка. Например, для чтения это: читай выразительно; читай громко; читай в понятном темпе; объясни прочитанное; дай ответы на вопросы, о чем прочитал и тому подобное. Таким образом, объясняя требования к деятельности, учитель тем самым будет формировать критерии оценки, которые изначально являются для ученика внешними (оценивает педагог), а затем становятся внутренними (себя оценивает ученик). Используется в практике работы и такой прием, как собственно оценки учеником своих достижений. Однако, привлечение к оценке других учеников, самооценка каждым школьником своей деятельности должна осуществляться с одновременным развитием критичности детей, осознанности самооценки.
Характеризуя коррекционное значение оценки в специальной школе, подчеркивается необходимость учета специфических особенностей умственно отсталых учащихся, обусловленных отдельными клиническими диагнозами. Например, частые замечания ребенку с олигофренией, осложненной преобладанием возбуждения, могут привести к формированию у него негативного отношения к себе или учителю, а положительная оценка в начале урока может вызвать бурные эмоциональные реакции, которые растормозят ребенка на весь урок. Для детей с олигофренией, осложненной преобладанием торможения, следует применять положительные стимулы, привлекая к этому и одноклассников, что будет способствовать установлению взаимоотношений.
Таким образом, оценка в специальной школе выполняет не только дидактические функции, но и коррекционные, так как служит средством стимулирования деятельности и поведения детей, развития у них личностных качеств, критичности мышления и тому подобное. Проблема значимости педагогической оценки в обучении детей с нарушениями интеллекта и ее коррекционных функций требует целенаправленного системного исследования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)