Коррекционно-развивающая роль естествознания в учебном процессе умственно-отсталых учащихся
Одной из задач обучения естествознанию является формирование у умственно отсталых учащихся представлений о предметах и явлениях природы. Как известно, представления играют большую роль в психической жизни человека. Процесс мышления, ориентации в окружающей действительности, приспособления человека к условиям жизни в значительной степени зависит от наличия в ней представлений о предметах и явлениях окружающей среды. Особое значение приобретает формирование у учащихся обобщенных образов объектов и явлений реальной действительности. Поэтому сформированные на чувственно-образной основе обобщенные представления становятся той базой, на которой создаются естественные понятия. В основу разработки методики педагогического обеспечения качества естественных знаний положено понимание сути их формирования, этапы их становления и дидактические условия, которые их обеспечивают.
Развитие представлений и понятий естествознания обеспечивается дидактическими условиями, которые способствуют их качественному формированию. К дидактическим условиям относится осуществление системно-структурного анализа содержания материала. Существенным признаком системы является ее структурность. Структура - это способ организации элементов, схема связей или отношений между ними. Исходя из этих положений, под системой естественных понятий понимают совокупность систем отдельных естественных понятий, которые находятся в отношениях и связях между собой и другими формами знаний и образуют вместе с ними целостный смысл.
Активность учащихся отчетливо проявляется в поисковой деятельности. Наблюдения, беседы с учителями убеждают, что они, прежде всего, видят личность ученика, а уже потом средство, которым можно на него повлиять. Применительно к организации обучения, это вызывает необходимость развивать у школьников активность, как личное качество, как устойчивое стремление рассуждать во время обучения. Если данное качество сформировано, то у ребенка возникает готовность внимательно слушать, вспоминать, напряженно размышлять, высказывать свое мнение, испытать свои силы на сложном задании.
Чтобы стимулировать активную позицию ребенка в обучении и воспитании, психологи рекомендуют обеспечить оптимальное соотношение между удовлетворением и неудовлетворением познавательных мотивов учения.
Так постоянное удовлетворение мотива обучения (например, при объяснительно-иллюстративном методе обучения, когда перед учеником ставят готовую цель или знания сообщаются в готовом виде) снижает активность школьников, постоянное неудовлетворение стремлений к обучению (если учитель завышает требования, злоупотребляет плохими оценками) также снижает активность учащихся.
Итак, для активизации обучения необходимо глубокое понимание учителем возможностей тех или иных средств возбуждения активности учащихся, точный учет уровней развития учащихся соответствующего класса, чтобы правильно определить соотношение между репродуктивной и поисковой деятельностью. Эта общая рекомендация не снимает необходимости рассмотрения конкретных дидактических ситуаций стимуляции активности школьников специальной школы в ходе обучения.
В процессе обучения важно так направить работу учеников, чтобы они делали выводы о целевом сравнении и сравнении новых знаний с теми, которые были получены ранее, усваивали бы обобщение силой собственного мышления.
Для этого необходимо правильно организовать дидактический материал, чтобы ученики осознали необходимость ранее усвоенных знаний и были психологически готовы к усвоению новых.
Рассмотрим приемы, которые стимулируют деятельность учащихся. Одним из самых распространенных и целесообразных приемов является создание проблемных ситуаций с помощью слова учителя, то есть словесного метода.
Следует также отметить важную роль произвольного непринужденного характера познавательной деятельности школьников на уроке, при котором существенно расширяются границы проявления их познавательных действий.
В то же время, развивается способность к саморегуляции поведения и сознательного принятия решений, формируются нравственные чувства и волевые качества умственно отсталых учащихся.
Умственно отсталые школьники недостаточно владеют методами умственного труда и не имеют необходимых знаний, чтобы организовать самостоятельный поиск на уроках естествознания. Поэтому основной путь применения проблемных ситуаций проходит через совместную поисковую деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока.
Следует обратить внимание на характер общения умственно отсталых школьников во время функционирования учебных проблемных ситуаций. Общение, как правило, становится предметным, целенаправленным, продуктивным. Ученики часто задают вопрос учителю, в результате чего в классе разворачивается содержательный диалог.
Основное содержание познавательной деятельности умственно отсталых учащихся - овладение обобщенными способами действий в области научных понятий. И здесь источником проблемности выступают не только познавательно-смысловые противоречия, но и интеллектуальные трудности детей. Однако важно, чтобы при любых условиях проблемные ситуации были явными, как для учителя, так и для учащихся.
Выделение главного, основного в учебном материале активизирует познавательную деятельность. Очень важно, чтобы ученики умели не только выделять главное, но и использовать это в дальнейшей своей деятельности.
Познавательные задачи по выделению главного могут быть использованы на любом этапе урока. Объясняя новый материал, учащимся необходимо отделять основное и второстепенное, потому что они чаще всего замечают признаки, которые находятся «сверху», не задумываясь о том, основные они или нет.
В процессе выделения главного в ходе обобщения и систематизации знаний познавательная деятельность учащихся должна осуществляться в следующей последовательности:
- выделение основных признаков, понятий, явлений, относящихся к определенной теме, разделу;
- установление между ними взаимосвязи на основе сравнения;
- обобщение основных признаков в виде «цепочки» суждений различными средствами в виде плана, схемы, таблицы;
- сосредоточение внимания учащихся на способе выполнения задания.
Умелое использование наглядности вызывает непосредственный интерес и активизирует их деятельность. В данном случае наглядность помогает ученикам прийти к нужному выводу, вызывает интерес и активные действия учеников, а также способствует прочному усвоению нового учебного материала.
Учебное оборудование, используемое на уроках, включает в себя различные демонстрационные таблицы, схемы, модели натуральных объектов, фильмы. Кроме того, обязательным является использование раздаточного материала: карточки с заданиями, таблицы, схемы, модели натуральных объектов. Большой наглядный материал помещают в учебники по естествознанию: цветные иллюстрации, схемы, таблицы.
Наглядность должна быть средством повышения эффективности познавательной деятельности. В некоторых случаях наглядность тормозит усвоение учащимися материала.
Одним из путей активизации познавательной деятельности на уроках является проведение экскурсии. Это - еще одна из форм обучения, которая выступает как один из видов внеклассной работы. В специальной школе по программе проводятся экскурсии на природу, на производство.
В плане проведения экскурсии предусматривается:
- Подготовительная работа с детьми (объяснения, которые будут использоваться на экскурсии, выработка начальных умений).
- Изготовление необходимых принадлежностей.
- Распределение учащихся на бригады и распределение между ними задач.
- Проведение инструктажа по технике безопасности.
- Распределение времени на виды деятельности.
- Определение материала, который необходимо будет записать.
- Разработка материала после проведения экскурсий.
Перед проведением экскурсии учитель должен посетить данное место, определить работу для каждой группы, провести эту работу, предвидя все элементы безопасности. В период этого посещения целесообразно учесть время, которое было использовано для преодоления пути, подобрать место для отдыха детей.
Кроме экскурсий на природу с учениками проводят экскурсии на производство, строительство, животноводческие фермы. Объект выбирается в зависимости от места расположения школы.
Каждой экскурсии должна предшествовать беседа в классе, в ходе которой учитель знакомит учащихся с некоторыми особенностями объекта экскурсии.
Приемами, которые наиболее способствуют активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников, являются:
- создание проблемных ситуаций;
- решение проблемных вопросов;
- выделение главного в учебном материале;
разумное использование наглядности и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)