Оказание помощи детям с расстройствами аутистического спектра
Начало углубленного научного изучения расстройств аутистического спектра, равно как и собственно аутизма, было положено публикацией американским психиатром своей работы «Аутистические расстройства аффективного контакта». С этого времени в значительном числе публикаций, посвященных проблеме аутизма и родственных ему психических расстройств, начинает прослеживаться возрастающий исследовательский интерес к поиску наиболее эффективных средств коррекции (прежде всего фармакологической) данной патологии.
Анализ этих работ свидетельствует, что вплоть до конца 50-х годов XX столетия в целях фармакологической коррекции использовались традиционные для того времени средства (инсулинотерапия, препараты брома, а также растительные лекарственные средства). К сожалению, особых успехов такая терапия в нормализации психического состояния больных не принесла. С начала 60-х годов прошлого столетия в лечении расстройств аутистического спектра были предприняты попытки использовать нейролептические препараты - аминазин, трифтазин, галоперидол. Психиатрам, конечно же, было известно, что на фоне приема этих препаратов у больных могут возникнуть побочные эффекты - депрессивное состояние, выраженный страх, тревога либо эмоциональная индифферентность. Тем не менее, назначение такой фармакотерапии детям с аутистическими расстройствами специалисты считали оправданным, поскольку в психиатрии господствовала точка зрения, согласно которой достижение антипсихотического эффекта невозможно без появления экстрапирамидных расстройств. Более того, выраженность терапевтического эффекта, как предполагалось, можно соотнести и измерить по выраженности побочных эффектов.
Однако на практике оказалось, что выраженность побочных и, прежде всего, экстрапирамидных расстройств, а также снижение потенциала обучения не только обесценивала положительный эффект лечения, но и значительно превышала его.
В дальнейшем, правда, было создано новое поколение нейролептических препаратов, в действии которых не прослеживались побочные эффекты, свойственные аминазину и его аналогам. Они получили название атипичных нейролептиков или атипичных антипсихотиков. Тем не менее, сформировавшаяся в сознании психиатров неудовлетворенность результатами первых попыток медикаментозного лечения аутистических расстройств, а также негативное отношение к такой терапии со стороны родителей, психологов и педагогов привели к переосмыслению, во-первых, самой нозологической принадлежности аутизма и, во-вторых, - роли медикаментов в лечении и общей стратегии коррекции данной патологии. В итоге, представление об аутизме и родственных ему расстройствах аутистического спектра, как патологии шизофренического круга были отвергнуты, равно как была отвергнута и целесообразность фармакотерапии (за исключением случаев выраженных психотических эпизодов и судорожных припадков).
В выборе путей еще одного направления коррекции указанных расстройств - психолого-педагогического, вплоть до начала 60-х годов XX столетия специалисты отдавали предпочтение психоаналитической терапии. Но и ее эффективность, как показала практика, оказалась в большинстве случаев незначительной.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)