Личностно-ориентированное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: гуманистический аспект
Педагогическая сущность гуманизации целостного педагогического процесса заключается в его направленности на личность ученика, в обеспечении максимально благоприятных условий для выявления в развитии воспитанника задатков и способностей на основе уважения и доверия.
Гуманизация - определение человека как личности, имеющей право на развитие своих особенностей и их реализации в обществе, и утверждение своего места в жизни. Гуманистически ориентированное образование можно понимать, как процесс, обеспечивающий человеку удовлетворение; самореализацию в сфере познания, общения и деятельности; самосовершенствование на основе идеала.
Каждая личность сочетает черты общечеловеческого, общественно значимого и индивидуально неповторимого. Однако, личность - не то же, что индивид и индивидуальность. Если личность характеризует человека относительно его социальной природы, то индивид - это отдельный представитель людей как биологических существ. Индивидуальность отражает своеобразие психофизиологических особенностей. Личностью не рождаются, она формируется в процессе приобретения социально-культурного опыта. Человек, который становится личностью, имеет определенный уровень психического развития, благодаря которому способен управлять своим поведением, деятельностью. В личности все психические функции и свойства приобретают определенную структуру. В личности выделяют направленность, характер, способности, темперамент.
Итак, у каждого ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата личность имеет своеобразную специфику, которая находится в тесной взаимосвязи между социализацией ее развития и детскими проблемами (нарушениями вторичного порядка, которые подвергаются корректировке через личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся).
Условиями эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями является восприятие детьми педагога как референтной личности, которая осуществляет взаимодействие на основе понимания, признания, принятия воспитанника, любви, доверия, педагогического оптимизма, ненасильственного взаимодействия; диалогическое взаимодействие, которое выражается в стремлении педагога строить взаимодействие с учащимися на основе потребности в коммуникативно-эмоциональном контакте.
Личностно-ориентированные технологии в литературно-языковой сфере образования опираются на признании ребенка личностью образовательно-коррекционного пространства, учете его психофизиологической специфики, литературного уровня, ценностных ориентаций, обеспечении методологии обработки материала, дифференциации задач. Личностно-ориентированное обучение - процесс психолого-педагогической помощи ребенку в становлении его личности, что предусматривает самопознание, самореализацию, формирование равносторонней полноты психофизического, культурно-интеллектуального и социального генезиса.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)