Исследование готовности и мотивации педагогических работников к работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Признание гуманистических принципов образования как наиболее соответствующих принципам правового государства является одной из предпосылок полноценного вовлечения детей с нарушениями психофизического развития в систему общественных отношений. Исключительно большое значение при этом приобретает инклюзивное обучение детей с нарушениями психофизического развития.
В современной специальной педагогической и психологической науке имеются работы, которые посвящены проблемам обучения, воспитания и развития детей с психофизическими недостатками в условиях массовой школы; построению различных педагогических моделей инклюзивного обучения детей с различными типами дизонтогенеза. Вместе с тем, специальные исследования относительно психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения почти не проводились, системное рассмотрение психологической и педагогической поддержки обучения ребенка с психофизическими недостатками в условиях массовой школы не осуществлялось. Кроме того, инклюзивное (интегрированное) обучение сегодня имеет преимущественно стихийный характер и требует разработки соответствующих научно-теоретических основ его внедрения.
Ключевым аспектом успешного внедрения инклюзивного образования является формирование готовности педагогов массовых учебных заведений к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
В результате мониторинга осведомленности педагогов по вопросам инклюзивного образования и готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учебного заведения, выясняется:
- непосредственное личное отношение педагогов к общему обучению и воспитанию детей с нормальным и нарушенным психофизическим развитием;
- основные психолого-педагогические задачи в работе с детьми, имеющими нарушения психофизического развития;
- представление о трудностях, с которыми сталкивается учитель общеобразовательной школы (психолог, социальный педагог) в работе с детьми с нарушениями развития;
- есть ли желание учить и воспитывать в своем классе (группе) «особого» ребенка;
- учатся ли в Вашем заведении «особые» дети, если да, получают ли они необходимую помощь;
- отношение к введению в специальное образование учителя общеобразовательной школы (психолога, социального педагога) дисциплин, которые обеспечат подготовку к работе с детьми с нарушениями развития.
Результаты исследования подтверждают наличие массовой стихийной интеграции детей с нарушениями развития в общеобразовательные учреждения.
Динамика осведомленности педагогов различных категорий по инклюзивному образованию демонстрирует рост общей осведомленности слушателей, но пока мотивация к работе с детьми с особыми образовательными потребностями остается недостаточно сформированной.
Итак, сегодня педагогические работники в определенной степени имеют сформированное представление об актуальности, цели и задаче инклюзивного образования, но не чувствуют личной ответственности за его внедрение. У большинства респондентов не сформирована ни эмоциональная, ни когнитивная готовность к восприятию и обучению детей с особыми потребностями.
Результаты мониторинга позволили конкретизировать задачи секции специального и инклюзивного образования:
- постоянное повышение квалификации и специальной подготовки педагогических кадров по общим вопросам коррекционной педагогики и психологии, совершенствование программ и содержания учебных занятий в соответствии с профессиональными запросами слушателей;
- развитие практических умений и навыков слушателей относительно обучения детей с особыми потребностями и сотрудничества с родителями путем усиления практической направленности учебных занятий на курсах повышения квалификации;
- формирование у педагогов соответствующих ценностных ориентаций, толерантного отношения к лицам с инвалидностью, мотивации к дальнейшему профессиональному росту и развитию.
Последняя задача является тяжелой, но самой важной, поскольку сегодня инновационные инклюзивные тенденции в значительной степени сдерживаются устоявшимися традициями школьного устройства, условиями, в которых привыкли работать учителя, привычными стереотипами и знаниями. Для решения поставленных задач планируется:
- партнерское участие секции в процессе создания на базе областной психолого-медико-педагогической консультации регионального Центра инклюзивного образования, определения и осуществления соответствующих задач и направлений работы;
- организация творческой группы, направленной на решение вопроса формирования у педагогов соответствующих ценностных ориентаций, толерантного отношения к лицам с инвалидностью, мотивации к работе с детьми с особыми потребностями, с привлечением сотрудников Центра практической психологии и социальной работы и специалистов, которые преподают учебные занятия по проблеме инклюзивного образования;
- введение онлайн консультирования педагогов по вопросам организации работы с детьми с особыми потребностями, внедрение инклюзивного образования;
- дальнейший мониторинг осведомленности педагогов по вопросам инклюзивного образования и готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, освещение его результатов в соответствующих научных публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях разного уровня, использование для обновления содержания программ образовательной деятельности и при планировании учебных занятий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)