Этапы формирования основы изобразительной деятельности у дошкольников с синдромом Дауна
Формирование основ изобразительной деятельности охватывает четыре этапа: организационный, адаптационный, основной, заключительный. На каждом этапе предусмотрено последовательное формирование таких мыслительных действий, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. А также специфических операций - узнавания, сопоставления, группировки и т.д.
Организационный этап предусматривает формирование у воспитателя представлений о здоровье детей, представлений родителей о возможностях своих детей, об уровне овладения детьми умениями и навыками, которые впоследствии будут развиваться или формироваться во время занятий, степень педагогической компетентности родителей. Организационная часть содержит психологическую подготовку ребенка к занятию (занятия являются непременным условием обучения детей с синдромом Дауна).
Адаптационный этап - это этап первого знакомства. Ознакомление дошкольников с изобразительной деятельностью начинается со знакомства с художественными материалами: карандашами, красками, кистями, фломастерами, пастелью, восковыми карандашами, тестом, пластилином, цветной бумагой и тому подобное. На этом этапе допускается игра детей с материалами, но важно при этом привлекать внимание детей к способам работы с этими материалами и формировать у них интерес к определенной деятельности. Для предотвращения переутомления детей в процессе изобразительной деятельности можно, например, организовывать занятия не за столом, а на полу, с использованием больших листов ватмана. Для работы с пластическими материалами целесообразно использовать соленое тесто.
Основной этап формирования основ изобразительной деятельности у дошкольников с синдромом Дауна предусматривает следующие задачи:
- развитие умения узнавать необходимые предметы на картинках, предложенных педагогом;
- формирование элементарных графических навыков (умение удерживать карандаш в руке, используя прием «рука об руку», и осуществлять ним графические действия на листе бумаги);
- формирование представлений о сенсорных эталонах;
- формирование навыков работы с пластическими материалами (умение разминать пластилин в руках, отрывать от него кусочки и т.д.).
Для дошкольников с синдромом Дауна важно усвоить достаточное количество графических шаблонов («штампов»), так как процесс создания графических изображений вызывает у них значительные трудности. Чем больше вариантов «штампов» будет у ребенка, тем легче ему будет создавать собственные изображения. Кроме того, создав изображение на готовых шаблонах, ребенок получает результат своей работы, а не просто каракули. Например, с помощью рисования пальчиками ребенок «наполняет банку вишенками», украшает платье для куклы.
Период ознакомления с новым материалом, усвоение технического процесса использования пластических материалов (разминание пластилина, отрыв незначительных кусков) относится к изобразительной стадии.
Использование аппликации помогает ребенку овладевать сенсорными эталонами, способствует формированию графических образов, поскольку у ребенка есть готовый, созданный педагогом шаблон графического образа. Занятиям по аппликации предшествуют упражнения и игры с мозаикой, объемными и плоскими геометрическими фигурами, бумажными заготовками. Сначала педагог учит ребенка выкладывать предметные изображения из готовых форм, вырезанных из картона, обращает внимание на результаты работы, помогает узнать образ предметов. Далее ребенка учат пользоваться клеем во время выполнения задания. На данной стадии ребенок учится обследовать готовые формы предметов, раскладывать их в своем порядке, пытается приклеить формы. Только тогда, когда навыки преподавания и приклеивания готовых предметных изображений понятны ребенку и сформированы, он начинает рассматривать результаты своей деятельности и узнавать образы окружающих его предметов и явлений. Начинается переход от доизобразительной стадии в аппликации к изобразительной. Использование аппликации чрезвычайно важно для формирования у детей с синдромом Дауна умения ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, середина) и, соответственно, для формирования такого сложного средства художественной выразительности, как компоновки.
Заключительный этап направлен на закрепление интереса к изобразительной деятельности.
Система работы школьных библиотекарей
Внедрение инклюзивного обучения требует информационного обеспечения всех участников учебно-воспитательного процесса относительно особенностей работы с учениками разных нозологий. В этом аспекте важная роль принадлежит школьной библиотеке, которая является фундаментом образования и самообразования, казной человеческого знания. Анализ научных источников утверждает, что проблемы развития современной библиотеки постоянно находятся в центре внимания библиотековедов.
В условиях внедрения инклюзивного обучения возникает необходимость информационного обеспечения педагогов, учащихся, родителей. Поэтому школьная библиотека представляет собой ресурсный центр, который обеспечивает учебно-воспитательный процесс.
Учитывая тенденции развития образовательного процесса в части обеспечения учебного процесса, на передний план выдвигаются вопросы предметизации, систематизации и индивидуализации школьного информационного потока. Современная школа ориентирована на опережающий характер образования. Именно система работы школьного библиотекаря может обеспечить определенное информационное пространство в условиях внедрения инклюзивного образования. Организуя информационную деятельность, в своей работе школьный библиотекарь ориентируется на основные функции школьной библиотеки: информационную, учебную, культурологическую, развивающую, познавательную, учебно-обогатительную, воспитательную.
Система работы школьного библиотекаря ориентирована на создание в школьной библиотеке условий, которые бы стимулировали самообразование и саморазвитие личности ребенка и потребности в самостоятельном поиске, отборе и использовании информации. Все это способствует информационной поддержке школьной программы, активизации учебной деятельности учащихся. Тесная взаимосвязь и взаимодействие с педагогическим коллективом способствует образованию школьной библиотеки как настоящего культурного, информационного и образовательного центра.
Для привлечения учащихся к чтению используются различные методы пропаганды литературы: литературные игры, викторины, беседы у книжных выставок, презентации книг. Эффективными по информированию учащихся и популяризации литературы являются разнообразные книжные выставки разноплановой тематики, охватывающие все направления воспитательной работы.
Ощущение единства, равноправия, совместной работы способствует социализации и адаптации в общеобразовательном пространстве. В условиях привлечения учащихся с особыми потребностями в общеобразовательное пространство проводится работа с родителями: организуется родительский лекторий, совместно с психологом проводятся деловые игры, тренинги и семинары по актуальным вопросам.
Привлечь детей к волшебному миру книги помогают библиотечные уроки, которые осуществляют экскурс в волшебный мир сказок, знакомят с историей развития книгопечатания, захватывают виртуальными экскурсиями в лучшие библиотеки мира.
Современная школьная библиотека в сотрудничестве с учителями и родителями вносит свой вклад в формирование мировоззрения человека, помогает ему не только всесторонне обогатиться знаниями, но и раскрыться, почувствовать себя личностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)