Профессиональная компетентность учителей как условие эффективности инклюзивного образования
Формирование новой философии отношения к детям с особыми образовательными потребностями находится на перекрестке разных точек зрения: педагогов, психологов, медицинских работников и всего общества в целом. Удачное сочетание коррекционно-развивающей работы с правильно подобранными реабилитационными мероприятиями способствует интеграции детей особыми потребностями в общество. С момента внедрения интегрированного и инклюзивного обучения не утихает полемика о готовности общества, школы, учителей и учеников к принятию «особых детей». Воспитание гуманного и милосердного отношения здоровых детей возможно при условии преодоления изоляции детей с особыми потребностями. Важным фактором успешного обучения детей с особенностями психофизического развития является процесс социализации ребенка средствами образования, который необходимо организовать так, чтобы он не заканчивался школьным периодом, а продолжался в течение всей жизни. При таких условиях будет обеспечиваться адекватная социальная адаптация ребенка с особыми потребностями в обществе. Это означает утверждение его в правах на наследование культурно-исторического и социального опыта в доступных для него сферах.
В идеальном варианте инклюзия предусматривает полное вовлечение всех учащихся во все аспекты обучения и школьной жизни. На сегодняшний день отечественными учеными, методистами и педагогами-практиками активно разрабатывается концепция эффективной инклюзивной школы. «Концепция развития инклюзивного образования» содержит цели, задачи, принципы государственной политики, пути внедрения, ожидаемые результаты инклюзивного школьного образования. Она, в частности, предусматривает обеспечение специальной подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы с детьми с особыми потребностями в условиях инклюзивного обучения. Проведенные исследования по подбору оптимальных условий осуществления инклюзии в учебных заведениях выявили ряд условий, которые тормозят процесс реализации идеи инклюзии, а именно: недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие опыта у учителей, отсутствие достаточных возможностей для повышения квалификации по данной проблеме, недостаточная материально-техническая база. Современный учитель, прежде всего, должен быть высококвалифицированным и дальновидным профессионалом, тонким психологом, который владеет информационными и педагогическими технологиями. Профессиональная компетентность учителя приобретает особую значимость в реализации механизма интеграции детей.
Современные педагоги должны быть готовыми к изменениям и новым общественным отношениям, быть способными к саморазвитию, что возможно только при условии их постоянного профессионального и инновационного развития. Исследование процесса формирования профессиональной компетентности учителей требует постоянного анализа, научно-творческого обоснования, практического обеспечения и разработки инновационных технологий его осуществления. Отдельные теоретические и практические аспекты проблемы профессионального развития учителей нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых. Компетентность сегодня рассматривают и как сумму знаний, умений и навыков в широком смысле, которые приобретаются в процессе непрерывного образования, как специально организованного (через систему дополнительного образования), так и непроизвольного образования (жизненный опыт, практика). Итак, речь идет об «интегрированном развитии компетентности», то есть формирование компетентности происходит в процессе всего образования и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, этических, политических аспектов знаний. «Профессиональная компетентность учителя» - это совокупность теоретических знаний, практических умений, опыта, личностных качеств учителя, диалектический ход которых обеспечивает эффективность и результативность педагогической деятельности. Характеристики профессиональной компетентности имеют следующие составляющие:
- понимание сути выполняемых задач;
- наличие опыта в этой сфере и активное его использование;
- умение выбирать средства, адекватные конкретным обстоятельствам;
- чувство ответственности за достигнутые результаты;
- способность признавать собственные ошибки и корректировать их.
Формы повышения компетентности педагогических работников:
- индивидуальные - консультации (руководство заведения должно привлекать специалистов с дефектологическим образованием для оказания адресной и систематической методической помощи учителям учебных заведений, где внедряется инклюзивное обучение);
- групповые - творческие группы, мастер-классы. (Мастер-класс - это и форма повышения квалификации, и особый методический подход, потому что, при решении педагогических задач, происходит взаимообмен идей, технологий, приемов работы);
- массовые - научно-практические семинары, семинары-практикумы, «круглые столы», конференции, педагогические чтения. Учителя в процессе выступлений и обсуждений смогут найти ответы на вопросы, касающиеся инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Психологическую готовность педагога к инклюзивному обучению детей с особыми образовательными потребностями можно рассматривать как интегрированное качество личности, которое включает систему мотивов, знаний, умений и навыков, определенного опыта учителя, личностных качеств, обеспечивающих успешную педагогическую деятельность. В структуру психологической готовности личности входят пять функционально связанных и взаимообусловленных компонентов - мотивационный, когнитивный, операционный, оценочный и личностный.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)