Инклюзивное образование в современной общеобразовательной школе
Трудно переоценить роль социализации в жизни и эволюции человека. Только опыт предыдущих поколений, систематизированный и усвоенный должным образом, создает благоприятный фундамент для дальнейшего поступательного развития не только отдельно взятого индивида, но и человечества в целом. Во времена повальной глобализации, безумной информатизации современного социума, лицо, желающее стать полноправным членом общества образца ХХ в., должно развивать в себе соответствующие компетентности. Именно они помогут человеку быстро реагировать на социальные изменения, ориентироваться в бешеном водовороте информационного пространства, оперативно и качественно отвечать на вызовы бурной современности, безболезненно приспосабливаться к меняющимся условиям среды, активно прогрессировать, для того, чтобы идти в ногу со временем, быть в центре общественно-политического развития, а не на обочине современности. Основу успешной самореализации человека в современном мире, наряду с семьей закладывает школа. Содержание учебных программ, формы и методы обучения, требования государственного стандарта образования корректируются в соответствии с вызовами современности. И хотя трудно назвать перманентные реформы образования безупречными, но есть и положительные сдвиги которые дают свои результаты. Молодые юристы, политики, врачи, учителя, экономисты существенно отличаются от своих коллег прошлого века. Однако не следует забывать, что доступ даже к такому несовершенному организму, как отечественная школа, имеют далеко не все желающие дети. Конституция гарантирует каждому человеку право на образование и определяет его как одно из ключевых прав для своих граждан. Мало того, полное общее среднее образование является обязательным, а тем временем огромное количество детей школьного возраста не имеют доступа к вышеуказанным образовательным учреждениям, речь идет о детях с особыми потребностями.
Достаточно давно Кабинет министров принял соответствующие нормативно-правовые акты для обеспечения доступа детей с особыми потребностями в общеобразовательные учебные заведения и активной реализации в средней школе концепции инклюзивного образования, но как часто бывает, дело дальше декларативных заявлений не пошло. Исключение могут составлять разве что школы, которые присоединились к соответствующему эксперименту, или учебные заведения, которые реализуют вышеупомянутую концепцию через тесное сотрудничество с общественными организациями и соответствующими институтами гражданского общества.
Сегодняшняя школа совершенно не готова работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности, не готова материально и не готова морально. Но хуже всего то, что чиновники, ответственные за реальное воплощение на практике идей инклюзивного образования создают разве что видимость активной деятельности. Узкие двери, высокие пороги, значительное количество лестниц, не оборудованных даже элементарными приспособлениями для детей, прикованных к инвалидной коляске, высоко прикрепленные классные доски, на которых трудно что-то увидеть детям с хорошим зрением, не говоря уже о тех, кто имеет офтальмологические проблемы, ужасные нарушения гигиены зрения, температурного режима и множество других материальных преград. Трудно даже представить реакцию учителей, классных руководителей, которым ко всем имеющимся обязанностям, впечатляющего бремени ответственности, прибавится еще и ребенок с особыми потребностями. Без специальной подготовки, как теоретического, так и психологического характера, материальной заинтересованности, всестороннего содействия и поддержки данная инициатива обречена на провал. Возникает патовая ситуация, которая на первый взгляд всех устраивает: в общеобразовательных школах учатся дети с соответствующими показателями здоровья, а детей с особыми потребностями размещают в «резервациях» специализированных школах, интернатах, больницах. Там для них создаются благоприятные условия для жизни и учебы, есть специалисты, которые умеют работать с такими детьми, составляются соответствующие программы, пишутся специальные учебники и так далее. При том, что более 50% из них хотят и, при соблюдении ряда условий, могли бы учиться вместе со своими сверстниками в общеобразовательных школах. Мы сами создаем условные, замкнутые миры для людей с особыми потребностями, ставим искусственные преграды между ними и остальным обществом, а потом удивляемся:
- Почему выпускники специальных учебных заведений абсолютно не приспособлены для жизни в социуме?
- Почему единицы из них бросают вызов обыденности и готовы преодолевать препятствия на пути собственной самореализации?
- Почему единицы из них получают высшее образование, женятся, рожают детей?
- Почему остальным, так называемым «нормальным», совсем не интересны эти проблемы?
- Почему окружающий мир отличается нетерпимостью, равнодушием и даже жестокостью.
Ответ на эти вопросы далеко не риторический. Мы создали два изолированных мира детства, юности и они, в принципе, не могут стать единым целым, когда их жители достигают зрелого возраста.
Но вышеупомянутую ситуацию можно исправить при условии сочетания усилий чиновников от образования, учителей, общественности и родителей. Именно от воли последних зависит, в какое учебное заведение пойдет их ребенок. Сегодня, очень часто, интернаты в погоне за наполненностью классов не гнушаются откровенно не честными, а иногда даже манипуляторными средствами. Например, семья, которая находится в сложных жизненных обстоятельствах, имеет двух детей семи и восьми лет, дети школу не посещают, а учителя соответствующего учебного заведения, в микрорайоне которого проживает данная семья, не прикладывают даже минимальных усилий для привлечения детей к учебно-воспитательному процессу. Ведь ученики из такой семьи, это ряд «проблем»: высокая вероятность низкой успеваемости, возможны частые пропуски школы, побеги из дома, не сданные деньги в фонд школы, фонд класса и на другие нужды отечественного образования, поэтому таких учащихся школы стараются избегать. Между тем, представитель интерната для детей с особыми образовательными потребностями приходит к родителям в сопровождении участкового инспектора, и они рассказывают о том, что будет в случае, если дети не пойдут в школу, какие грандиозные финансовые расходы ожидают семью, если ребенок пойдет в общеобразовательное учебное заведение. И параллельно рекламируют невиданные блага и удобства, которые получат родители в том случае, если отдадут детей в интернат: это бесплатное питание, одежда, жилье, круглосуточный надзор. В большинстве случаев родители подвергаются уговорам и отдают свое чадо в интернат. Дети из вышеупомянутых семей являются педагогически запущенными, они не посещали дошкольное учебное заведение, мало общаются со сверстниками, так как с раннего возраста привлекались родителями в процесс получения средств к существованию: попрошайничество, сбор металлолома, а возможно и кражи, поэтому несколько отстают в развитии от детей аналогичного возраста, но не по физиологическим причинам, а из-за социальных факторов.
Именно поэтому интернат беспроблемно добивается установления нужного диагноза - умственная отсталость, потребность коррекции и получают необходимую численность учеников для открытия очередной группы, сохранения ставок и педагогической нагрузки. Именно поэтому разъяснительная работа среди родителей, дети которых имеют особые образовательные потребности и объяснение им преимуществ, которые получит ребенок от общения со сверстниками в общеобразовательной школе, по сравнению с индивидуальным обучением или обучением в специализированном интернате, повернет детей лицом к средней школе. Вместе с тем, жизненно важно предоставить школам соответствующее опережающее финансирование на улучшение материально-технической базы и открытие ставок ассистентов учителя в классе, где учатся дети с особыми образовательными потребностями. Параллельный шаг - это включение в программу педагогических университетов дисциплин, готовящих будущих учителей к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и введение в программу курсов повышения квалификации педагогических кадров соответствующих лекций и практических занятий для теоретической, психологической и практической подготовки учителей.
Реальная, а не декларативная реализация этих положений поможет создать действительно общество равных людей и равных возможностей, общество, в котором такие категории, как толерантность, взаимопомощь, неравнодушие станут не пустым звуком, а жизненным правилом для каждого из нас. Реализация принципов гуманистической педагогики - это не какой-то аморфный фантом, а ежедневный кропотливый труд. Инклюзивное образование является неотъемлемым и на сегодняшний день жизненно необходимым ее компонентом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)