Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития
Что касается содержания образования, то на сегодняшний день остаются неопределенными критерии оценки знаний учащихся с особыми образовательными потребностями, которые учатся по инклюзивной форме обучения. Дети с нарушениями психофизического развития, находясь в общеобразовательных учебных заведениях, не обеспечены соответствующими коррекционными средствами обучения и реабилитационным оборудованием, а, следовательно, создание равных возможностей усвоения знаний для указанной категории учащихся остается декларативным.
Главным источником средств местных бюджетов, которые могут быть направлены на услуги инклюзивного образования, является образовательная субвенция. Ее объем рассчитывается на основе формулы. Формула расчета построена так, что для всех общеобразовательных учреждений применяется единый норматив бюджетной обеспеченности одного ученика. Коэффициенты, применяемые к отдельным категориям учащихся, в основном отражают специализацию таких заведений и только обеспечивают приведение их численности в соответствие с количеством учеников общеобразовательных школ. Да, и при расчете расходов на общеобразовательные учреждения для детей, нуждающихся в коррекции психофизического развития, применяется финансовый норматив бюджетной обеспеченности одного ученика, аналогичный с другими учреждениями. Таким образом, в образовательной субвенции не учитывается необходимость финансового обеспечения особых потребностей таких детей.
Функционирование учреждений общего среднего образования обеспечивается из районных и городских бюджетов. В то же время, специальные общеобразовательные школы-интернаты, учебно-реабилитационные центры для детей, которые нуждаются в коррекции психофизического развития, финансируются из областных бюджетов. Власти на городском (районном) уровне не выгодно создавать условия для организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, финансируемых из местных бюджетов, поскольку в формуле такие средства не учитываются. Для уменьшения нагрузки на специальные школы-интернаты и соответствующего финансирования, которое может быть направлено на финансирование учреждений общего среднего образования, они не имеют рычагов.
Отсутствует и финансовая мотивация учителей общеобразовательных учебных заведений к внедрению инклюзивного образования.
Одной из важнейших предпосылок успешного развития инклюзивного образования является создание благоприятных, комфортных условий для ребенка с особыми образовательными потребностями. Ведущая роль в этом принадлежит ассистенту учителя, который является посредником между ребенком с нарушениями психофизического развития и другими детьми, и взрослыми в школьной среде.
Что касается межведомственного сотрудничества, то в государстве существуют многие организации, которые занимаются правами детей-инвалидов:
- исполнительные органы власти и органы местного самоуправления;
- научно-педагогические организации, социальные службы, общественные и родительские объединения.
Но несогласованность деятельности и забюрократизированность ведомственных процедур тормозит процесс внедрения инклюзивного образования на местах.
Эксперты и исследователи, оценивая современное состояние инклюзивного образования, обращают внимание на социально-психологические проблемы, которые затрудняют процесс внедрения инклюзии. Это такие, как:
- неосведомленность общества об изменениях в системе образования;
- проблема толерантности в школах, то есть адекватного и гуманного восприятия ребенка с особыми образовательными потребностями сверстниками, учителями;
- проблема родителей детей с двух сторон: родители детей с особыми образовательными потребностями считают, что их детей дискриминируют;
- родители здоровых детей опасаются, что инклюзия будет внедряться без тщательной подготовки, а в школах могут появиться дети с тяжелыми формами психофизических нарушений.
Для решения указанных проблем необходимо принять следующие мероприятия:
- законодательное оформление системы инклюзивного обучения не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в учреждениях дошкольного, внешкольного, профессионально-технического и высшего образования;
- использование наработок коллективов пилотных инклюзивных школ с целью создания совместно с учеными методических и наглядных материалов для организации учебно-воспитательного процесса детям с особыми образовательными потребностями;
- финансовое стимулирование общеобразовательных учебных заведений, где вводится инклюзивное образование;
- обеспечение дополнительной подготовки учителей и воспитателей, работающих с детьми с нарушениями психофизического развития в системе последипломного педагогического образования;
- последовательная замена конструктивного и архитектурного образа школы на безбарьерный;
- формирование модели ведомственного взаимодействия, где каждый нормативный акт будут совместно готовить представители всех ответственных ведомств;
- проведение широкой просветительской кампании, которая дала возможность информировать общество о необходимости и важности инклюзии.
Итак, можно уверенно сказать, что у инклюзивного образования есть будущее, однако необдуманное и стремительное включение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные учебные заведения без создания соответствующих условий, при отсутствии кадров, архитектурной неготовности учебных заведений и низкого уровня толерантности в обществе принесет лишь разочарование.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)