Внедрение инклюзивного обучения
Уровень здоровья взрослого поколения в последние годы заметно ухудшается, негативно влияет на здоровье детей и младших потомков. Вредные привычки, заболевания, экологический фактор - все это частично или полностью влияет на рождение детей с различными видами нарушений. В связи с этим возникает необходимость поиска альтернативных путей решения проблемы обучения, адаптации к удобным условиям жизни детей и людей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование сравнительно недавнее направление в образовании, хотя очень необходимое. Рассматривая его с любой точки зрения, можно с уверенностью утверждать, что оно даст ответы на новые вопросы, а именно, по обучению детей, а также людей с ограниченными возможностями, с различными нарушениями и др.
Неудивительно, что в странах Европы, инклюзивное образование существует давно, в то время как в нашей стране оно набирает обороты в последние годы. За рубежом никто не обращает внимания на особенности ребенка, скорее реально оцениваются его возможности. В нашей стране все еще есть проблемы, связанные с его внедрением, хотя уже есть и первый опыт.
Значительным достижением и шагом вперед можно считать принятие и утверждение ряда важных документов, а именно Конвенции о правах инвалидов; Концепции развития инклюзивного образования; для общественного обсуждения принят «Порядок организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях».
Имеющаяся нормативно-правовая база дает все основания людям с особыми потребностями не только учиться вместе со здоровыми сверстниками и другими лицами, но и сосуществовать в одной среде и на одних условиях.
Идея инклюзивного образования по своей сути является прогрессивной и моральной. Прогрессивным и нравственным в свое время было открытие специальных школ-интернатов, где дети с особенностями в психофизическом развитии могли получить образование. Однако фактор неравенства возможностей ребенка рядом с ровесниками, страх изоляции все еще оставляют свой отпечаток в его дальнейшей жизни, вот почему есть необходимость в решении этого вопроса.
По оценкам международных организаций, в России медленно реализуются программы по адаптации людей с ограниченными возможностями в общество, государство не предпринимает усилий по внедрению системных шагов в этом направлении и фактически не контактирует с общественными организациями для совместного воплощения адаптационных и инклюзивных проектов.
К сожалению, финансовые проблемы, на которые достаточно часто сетуют чиновники, тормозят или даже приостанавливают столь необходимый процесс. Большим барьером для внедрения инклюзии является система национального образования. В том виде, как сейчас работают общеобразовательные школы, категорически не воспринимается внедрение инклюзии. Учителя в большинстве настроены против такого нововведения, саботируют ее внедрение, безразлично относятся к имеющимся проблемам детей и т.д. Однако нерешенных проблем не бывает. Только совместными усилиями можно достичь успеха.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)