Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями на уроках трудового обучения
Конец XX - начало XXI века ознаменовались реформированием всех сторон общественной жизни. Растет значимость творческой направленности науки и научно-технического прогресса. Общество диктует необходимость в подготовке специалистов, способных ориентироваться в скоротечном информационном поле, активно участвовать в преобразовании окружающего мира и самостоятельно, творчески решать проблемы.
Главной целью школьного предмета «трудовое обучение» является формирование технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях современного высокотехнологичного, информационного общества. Одной из задач предмета является создание условий для самореализации каждого ученика.
Возникает вопрос о необходимости в подготовке учителей к созданию условий для самореализации и раскрытия творческой индивидуальности каждого ребенка, в том числе ребенка с особыми потребностями на уроках трудового обучения. Однако низкий уровень материально-технической базы и сокращения часов на изучение предмета исключает возможность реализовать требования стандартов технологического образования. Учитель технологий сам должен искать возможности для полноценного обеспечения учебно-воспитательного процесса в направлении раскрытия творческой индивидуальности каждого ребенка. Он должен пытаться создавать творческую учебную среду, педагогические условия которой будут способствовать реализации индивидуальных творческих возможностей каждого ученика, в частности ученика с особыми потребностями.
На основе анализа научных источников по проблеме исследования были определены пути раскрытия творческой индивидуальности детей с особыми потребностями на уроках трудового обучения.
Творчество издавна привлекало внимание исследователей. Каждой исторической эпохе соответствовал свой взгляд на творчество и творческую личность в соответствии с накопленными исследованиями знаниями об этом феномене. Обобщая результаты исследований ученых в области творчества, можно отметить, что творчество - это многоаспектный, поэтапный, продуктивный процесс, который направлен на решение проблемы и создание новых оригинальных, неповторимых, уникальных материальных и духовных ценностей общественного значения, приводя к развитию, самоутверждению, самоактуализации личности. Творческая индивидуальность ученика заключается в достижении творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности в условиях актуализации собственных потенциальных творческих возможностей. Актуализацию творческого потенциала и раскрытие творческой индивидуальности учащихся с особыми потребностями на уроках трудового обучения предлагается осуществлять путем создания творческой учебной среды - искусственно построенной системы, структура и составляющие которой способствуют развитию творчества учащихся.
Одним из основных положений является принцип неповторимости каждого ребенка, а также принцип признания отсутствия неспособных идей, принцип индивидуализации учебно-воспитательного процесса, принцип получения положительных эмоций от обучения и обучение через преодоление трудностей.
Проблемность творческой учебной среды обеспечивается путем насыщения содержания учебного материала проблемными ситуациями, элементами новизны и неопределенности в решении творческих задач, сложными познавательными творческими задачами, проектами. При этом целесообразно использовать следующие методы обсуждения: «большой круг», «мозговой штурм», «дерево решений», «микрофон», дискуссия. На уроках трудового обучения данные методы обеспечивают инициативный, целеустремленный, настойчивый творческий поиск в процессе проектирования и изготовления изделий. Эти методы позволяют ученикам с особыми потребностями выразить свое видение путей решения проблемы, аргументировать свои предложения, осуществить обмен идеями с другими учениками класса, увидеть проблему с разных сторон, проанализировать и принять другие точки зрения или обогатить собственную точку зрения. Все участники обсуждения и коллективного решения задач должны чувствовать, что вклад каждого важен. Именно такой проблемный подход творческой учебной среды будет способствовать раскрытию творческой индивидуальности детей с особыми потребностями на уроках трудового обучения.
Следующее свойство творческой учебной среды - процессуальность предлагается обеспечивать путем перераспределения акцента творческой деятельности на процесс деятельности, а не только на ее результат. Ее реализация осуществляется путем заинтересованности детей в объекте творческой деятельности и в процессе его изготовления. Творческое задание и объект творческой деятельности должны соответствовать компетенциям, возрастным и индивидуальным возможностям учащихся с особыми потребностями. По содержанию творческие задания должны соответствовать индивидуальным потребностям и интересам этих учеников, иметь личную значимость для них. Если интерес к творческому процессу отсутствует, ученик не будет чувствовать себя заинтересованным в деятельности и будет ориентироваться только на ее результат. При таких обстоятельствах его творческая индивидуальность не будет раскрываться. Ведь только наличие острого познавательного интереса к творческой задаче может максимально мобилизовать творческий потенциал ученика на получение необходимых знаний и умений в процессе выполнения творческого задания или проекта, способствует генерации идей и возникновению чувства удовлетворения от процесса творчества.
Творческую атмосферу учебной среды предлагается обеспечивать путем творческой насыщенности учебной среды системой творческих заданий и проектов, оптимального применения творческих и репродуктивных задач, сотворчества субъектов творческого процесса. Эффективными в раскрытии творческой индивидуальности детей с особыми потребностями являются индивидуальные творческие задания и проекты практического направления, основанные на повышенном уровне автономности учащихся в процессе поисково-исследовательской, познавательной, творческой деятельности. Чтобы эти дети чувствовали свою значимость, стоит по окончании изучения темы, раздела, модуля устраивать выставки творческих достижений всех учащихся класса: изделий, проектных папок и тому подобное.
Создание благоприятного микроклимата творческой деятельности предлагается путем обеспечения творческого процесса психологическим комфортом и равновесием, положительным эмоциональным фоном, гуманностью, демократичностью, взаимопониманием, взаимопомощью. Также содержание этого свойства творческой учебной среды заключается в создании ситуаций успеха, увлеченности общим делом, одобрении любознательности, творческой смелости, оригинальности в постановке новых проблем и поиска путей их решения, независимости замыслов и идей. Важным условием благоприятного микроклимата творческой деятельности на уроках трудового обучения является партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся, коллектива класса с учениками с особыми потребностями. Субъект-субъектное общение участников учебного процесса создает атмосферу сотрудничества, побуждает к генерации идей, обмену мнениями и опытом, самопознанию, самовыражению детей с особыми потребностями.
При условии создания творческой учебной среды на уроках трудового обучения у детей с особыми потребностями возникает возможность самостоятельного видения проблемной ситуации, анализа ее отдельных элементов и разработки собственной стратегии ее решения. В этих условиях ученик включается в учебный процесс в качестве активного субъекта собственных действий, поисков, решений, творческих идей. В результате он определяется с собственной позицией относительно путей решения конкретных задач, стремится к самостоятельному творческому решению проблемных учебных ситуаций и раскрывает творческую индивидуальность в проектировании и изготовлении изделий. Творческая учебная среда характеризуется расширением возможностей познавательной деятельности детей с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)