Участие в работе детских общественных организаций как средство социальной интеграции особых детей
Один из серьезных недостатков специальной школы - замыкание ребенка в узком мире, оторванном от реальной жизни. Ведущей идеей дефектологии должно быть «широкое ориентирование на нормальных детей», а результатом - помощь ребенку в преодолении социальной изоляции. Решение проблемы ученые в области дефектологии и педагоги-практики видели в совместной работе детских организаций, специальных и массовых школ.
Известно, что длительное время в специальных школах, как и в школах массовых существовали только две организации - пионерская и комсомольская, доминирующий статус которых объяснялся идеологической направленностью их деятельности. Однако современные исследователи считают, что, несмотря на усиленную идеологическую и политическую направленность, в деятельности этих организаций было немало положительных моментов:
- в довоенные годы пионеры помогали восстанавливать хозяйство, участвовали в ликвидации неграмотности среди населения и в борьбе с беспризорностью детей;
- активная общественная деятельность развивала у детей инициативность и ответственность;
- организация досуга детей и их отдыха в летних лагерях способствовала продуктивному использованию свободного времени.
Именно это и обусловило возрождение пионерских организаций. Методика создания и обеспечения жизнедеятельности пионерской организации описана многими авторами, как советского времени, так и современниками. Вместе с тем, работа с этими организациями в специальной школе имела свою специфику, обусловленную особенностями развития воспитанников таких школ. Основная задача - рассмотреть опыт работы специальных школ с пионерскими организациями и определить возможности его использования в современных условиях.
По мнению исследователей детского общественного движения и детских общественных, наиболее благоприятные условия для работы пионерской организации приходились на 20-30-е годы ХХ века. К таким условиям относятся:
- возможность проявления детской инициативы;
- небольшие, по сравнению с последующими годами, формализм и бюрократизм в деятельности, а также авторитаризм взрослых в руководстве.
Результаты исследования дают основание для вывода, что эти же тенденции имели место и в специальных школах. Также было обнаружено, что в указанные годы специальные школы вели наиболее активную работу по привлечению учащихся к организациям инвалидов - общества глухих и слепых. Поэтому, обращаясь к истории деятельности детских общественных организаций в специальных школах, целесообразно рассмотреть именно этот период - 20-30-е годы прошлого века.
Задачи пионерских организаций в исследуемый период заключались в следующем:
- распространение знаний, трудовых и технических навыков среди детей;
- забота об оздоровлении и улучшении быта детей;
- участие в работе государственных органов по охране детских прав и детского труда;
- посильное участие в важнейших политических кампаниях;
- помощь пионерским организациям капиталистических стран;
- борьба против враждебной идеологии (национализм, антисемитизм, религия, мещанство, индивидуализм и собственничество) воспитания детей трудящихся в духе пролетарского интернационализма и коллективизма;
- организация свободного времени детей;
- поддержка инициативы детей.
В опубликованных в то время трудах по проблемам дефектологии подчеркивалось, что создание пионерских организаций в специальных школах имеет ту же цель, что и в массовых школах. Отличие может заключаться в уменьшении объема практической работы для слепых и словесного материала для глухих, а также в некотором замедлении темпа работы. Кроме того, необходимо использовать специальные приемы, обусловленные психофизическими особенностями учащихся специальных школ.
Вместе с тем, дефектологи решали и специфические задачи, которые не потеряли своей актуальности и сегодня. В общем виде они сводятся к следующему:
- развитие у детей осознания собственной ценности (в современной терминологии - повышение самооценки);
- коррекция психических процессов и личностных качеств;
- обучение самообслуживанию и самоорганизации;
- формирование навыков общественной деятельности, лидерских качеств, творческой инициативы;
- формирование детского коллектива.
Значительная роль в достижении этих целей отводилась организации общения детей со здоровыми сверстниками. Первый вопрос, который необходимо было решить, это место организации такого общения - на базе специальной или массовой школы. Оптимальным было признано прикрепление пионерского звена обычных детей в пионерский отряд специальной школы. Здоровых детей рекомендовалось сначала ознакомить с бытом глухих и слепых детей, их достижениями в учебе и творчестве. После такого знакомства рекомендовалось переходить к общим беседам и играм. В процессе организации знакомства подход к слепым детям был таким же, как и к зрячим, а совместную деятельность с глухими детьми рекомендовалось начинать с игр, которые используются в школах для глухих детей, а затем познакомить их с теми играми, в которые играют слышащие пионеры. В беседах глухих детей со слышащими детьми рекомендовалась участие педагога в качестве переводчика. Особенно подчеркивалось, что непосредственности и творчеству детей в их желании показать себя должен быть предоставлен широкий простор. Используя современную терминологию, такую совместную деятельность можно назвать первым шагом к частичной образовательной интеграции.
Важным направлением деятельности пионерских организаций признавалась общественно-практическая работа, которая должна проводиться не только в школе, но и на улице, в семьях, в библиотеках, на заводах и фабриках. Не оставались в стороне и специальные школы. Предусматривалась организация активной информационной работы среди населения, чтобы оно убедилось в необходимости и целесообразности общественной работы глухих и слепых детей. Среди основных форм работы рекомендовалось, в частности, проведение революционных праздников; организация выставок работ слепых и глухих детей; организация переписки учащихся специальных и массовых школ. Специальным школам предлагалось «широко открыть двери» для всех желающих общаться с глухими и слепыми детьми; ожидались аналогичные действия со стороны массовых школ. Данные меры можно считать элементами и первыми шагами широко известной сегодня технологии формирования позитивного общественного мнения по отношению к людям с инвалидностью.
В течение 20-лет специальными школами уже был накоплен небольшой опыт общественно-полезной работы среди местного населения. Ученики института глухонемых сотрудничали с фабриками и заводами (участие в проведении праздников, помощь в изготовлении лозунгов, плакатов, стенгазет и других материалов, изготовление игрушек для детского уголка при заводе и детских комнат при рабочих клубах), проводили общественно-полезную работу в селе (помощь в организации и обслуживании яслей, оборудовании детских площадок, в организации работы передвижных библиотек, предоставление трудовой помощи крестьянским хозяйствам). Планирование общественно-полезной работы осуществлялось в соответствии с возрастом детей и их подготовки. Вместе с взрослыми в таком планировании участвовали комсомольская и пионерская организации школы. Особенно подчеркивалась необходимость привлечения к планированию врача для недопущения перегрузки детей. К характеру и содержанию работы выдвигались следующие требования:
- соответствие возможностям детей;
- актуальность;
- доступность для понимания;
- связь со школьной программой;
- стимуляция познавательных интересов;
- развитие навыков коллективной творческой работы;
- поощрение детей к самостоятельности.
Как и во всяком деле, в работе пионерских организаций специальных школ были достоинства и недостатки, успехи и неудачи. Однако первые шаги на пути социальной интеграции особых детей были сделаны.
Итак, первые попытки определения и обоснования путей социальной интеграции особых детей в отечественном специальном образовании были сделаны в 20-30-е годы прошлого века. Особая роль в этом процессе уделялась пионерской организации, в деятельности которой выделялись два направления - совместная работа с пионерскими организациями массовых школ и общественно-полезная работа среди населения. Были сформулированы цель, задачи и условия успешной реализации этих направлений. В условиях возрождения детских общественных организаций целесообразно использовать достижения специальной педагогики исследуемого периода, модифицируя их с учетом современных требований к организации коррекционно-реабилитационной работы в специальных и инклюзивных школах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)