Особенности организации обучения учащихся с нарушениями зрения, слуха и детским церебральным параличом
Проблемы инклюзии и интеграции исследовались многими учеными как отечественными, так и зарубежными. Анализ исследований свидетельствует об особом внимании к проблемам образования детей с инвалидностью, в частности путей реформирования и оптимизации этой сферы на основе развития инклюзивного образования.
Несмотря на многочисленность научных наработок, существует много вопросов, требующих дальнейшей их разработки. Прежде всего, это касается специфики организации инклюзивного и интегрированного обучения учащихся с особыми потребностями (с различными видами заболеваний) в профессионально-технических учебных заведениях. Целью исследования является выяснение особенностей организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими недостатки зрения, слуха и опорно-двигательной системы (церебральный паралич) в условиях профессионально-технического учебного заведения.
Инклюзивное обучение предусматривает создание образовательной среды, которая отвечала бы потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития. Если внедрение инклюзии в общеобразовательные учебные заведения осуществляется на протяжении многих лет, то опыт применения инклюзивного обучения в системе профтехобразования незначительный. Это связано, прежде всего, с рядом дополнительных трудностей и проблем. Ведь в профессионально-технических учебных заведениях, кроме общеобразовательной подготовки, следует обеспечить предоставление учащимся высококвалифицированных практических навыков: всесторонне подготовить учащихся к трудовой деятельности на конкретном рабочем месте, сформировать прочные профессиональные навыки, умения, сориентировать на соблюдение требований охраны труда на производстве, качество выполнения задания, дисциплинированность и ответственность.
Профессиональная подготовка детей с особыми потребностями направлена на обеспечение конкурентоспособности инвалида на рынке труда и его трудоустройства.
В медицине существуют определенные нормы, регламентирующие допуск детей с проблемами здоровья к обучению определенным профессиям. Например, в училище с повышенным уровнем безопасности не могут учиться ученики с низким порогом зрения, тяжелыми нарушениями опорно-двигательной системы, психическими расстройствами и прочее.
Основное внимание в организации учебного производственного и воспитательного процесса в профессионально-технических учебных заведениях обращается на индивидуализацию обучения и дифференцированный подход к учащимся, предполагается также проведение мероприятий по социальной реабилитации, психологической поддержке, медицинскому сопровождению учащихся в процессе получения образования. Главной целью этого является повышение мотивации к профессиональному обучению и дальнейшему трудоустройству детей с особыми потребностями.
Организуя учебный процесс, преподаватель и мастер производственного обучения должны соблюдать определенные требования. Прежде всего, это всестороннее изучение анамнеза ученика, понимание его особенностей, знание закономерностей развития, изучения психических качеств, умение наблюдать за учеником и регулировать его нагрузки, адаптировать учебные планы и методики к специфическим потребностям воспитанников.
Следует отметить, что личностно-ориентированное направление учебно-воспитательного процесса обеспечивает преподаватель-ассистент.
Несмотря на определенные проблемы, которые существуют, инклюзивное образование в профессионально-технических учебных заведениях имеет свои преимущества. Его полезность в том, что учащиеся с недостатками привыкают жить в среде своих здоровых или относительно здоровых сверстников, активно участвуют в учебно-производственном процессе и внеурочной работе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)