Психолого-педагогическое сопровождение деятельности студентов при дистанционном обучении
Реформирование высшего образования выдвигает новые требования перед преподавателем, который выступает не в качестве транслятора знаний, а в качестве координатора. Такой подход требует изменения форм работы. Один из путей - использование нетрадиционных форм и методов обучения, их разнообразие, усиление роли самостоятельной работы студентов. Большинство студентов необходимо учить работать самостоятельно. Важной составляющей самостоятельной работы студентов является то, что необходимые знания и навыки не передаются от одного человека к другому, а их необходимо приобретать в результате самостоятельной работы, без которой невозможно овладеть выбранной профессией. Именно поэтому возрастает роль средств дистанционного обучения, основанных на принципах самостоятельной познавательной деятельности студентов. В настоящее время достаточно много исследователей занимается вопросом дистанционного образования и подготовки специалистов с помощью современных информационных технологий. Научные исследования показывают, что в процессе дистанционного обучения, а также при использовании его средств в традиционном учебно-воспитательном процессе, у будущих специалистов формируются более глубокие мотивы, в частности мотив самоорганизации, самообучения, самостоятельного приобретения и обновления знаний, которые являются основными принципами дистанционного образования. На сегодняшний день, в условиях информатизации общества, потребностью и необходимостью для человека является самостоятельное приобретение знаний. Но все вышеизложенное приводит к возникновению и новых психологических проблем, а именно прослеживается то, что дистанционное образование - самостоятельное образование, которое требует от студента (кроме: мотивации, целеустремленности, последовательности, настойчивости) умения учиться самостоятельно. Все это усугубляется наличием очень распространенного явления в нашем обществе (также и во всем мире) - состояния прокрастинации, которое особенно характерно для молодежи и, в частности, студенчества.
Ранее проводилось исследование современного явления - прокрастинация, которое имеет междисциплинарное значение, так как стоит на грани медицины, психологии, социологии и философии. Результаты исследования, к сожалению, не утешительны. Именно этот феномен превалирует среди студенчества, что и вызывает серьезные проблемы, особенно при дистанционном обучении, где очень важна самоорганизация человека. Было выдвинуто предположение, что - прокрастинация является признаком неразвитых волевых процессов, неумения к самоорганизации, целеустремленности; состояние прокрастинации и успешности являются взаимоисключающими явлениями, что непосредственно связано с нарушениями волевых и мотивационных процессов.
Для подтверждения предположений было проведено исследование среди студентов социономического профиля. Цель исследования заключалась в определении связи между успеваемостью в учебе, удовлетворенностью (на данном этапе) выбранной специальностью и наличием состояния прокрастинации, а также психологическими особенностями студентов с наличием прокрастинации.
С помощью экспертных оценок, среднего балла успеваемости была сформирована выборка студентов, с пропорциональным распределением как успешных, активных (то есть заинтересованных студентов), так и пассивных, с проблемами в обучении. Выборка была гомогенная по полу. Решение о выбранной специальности было самостоятельным (со слов респондентов). В ходе первого этапа исследования была доказана взаимосвязь между успеваемостью в учебе, удовлетворенностью (на данном этапе) выбранной специальностью и уровнем прокрастинации, определены психологические особенности студентов с наличием состояния прокрастинации. К ним относятся: низкая волевая саморегуляция и целеустремленность, отсутствие настойчивости, импульсивность, неуверенность, низкий уровень саморуководства и самопринятия, что, соответственно, приводит к высокому уровню внутренней конфликтности.
Для того чтобы подтвердить следующие предположения, в перспективах исследования, были выделены следующие задачи:
- исследовать насколько уменьшение, преодоление состояния прокрастинации и разложения волевых процессов будет являться организатором успешности личности в различных сферах ее жизнедеятельности;
- попытаться разработать психологический способ корректировки состояния хронической прокрастинации;
- доказать возможность корректировки этого состояния только психологическими методами без медицинских препаратов.
На втором этапе была разработана и проведена апробация коррекционной программы по развитию волевых процессов и состояний, саморегуляции и самоорганизации, повышению уверенности в себе. Программа имеет комплексный подход и состоит из различных технологий и техник. В коррекционной группе были задействованы студенты, которые показали высокий уровень прокрастинации. После проведения с ними коррекционных занятий, их психологическое состояние улучшилось. Повысилась самоуверенность, самоорганизация.
Такой комплексный подход, интегрирующий различные технологии, позволит более качественно устранить данную проблему. Несмотря на то, что состояние прокрастинации - это комплексное явление, были разработаны рекомендации для самотерапии, которую студенты должны были выполнять самостоятельно, и через определенный срок, снова возвращаться к этим упражнениям, воспитывая в себе самоорганизующиеся качества. Выполняя эти упражнения, личность учится полагаться на себя, планировать и структурировать свое время, отвлекаться, концентрировать внимание, подходить к делам более сознательно, ответственно.
Психологическая помощь влияет на состояние прокрастинации, позволяя корректировать его, что должно существенно улучшить показатели общего обучения студентов, особенно при дистанционном образовании.
Доказано, что это больше психологическая и педагогическая проблема, которую можно оформить психологическими методами. Показана эффективность краткосрочной психотерапии совместно с самотерапией для улучшения самоорганизации студенчества, структурирования своего времени, что особенно важно при дистанционном образовании. Результаты этого исследования рекомендуется внедрять в учебно-воспитательный процесс учебных заведений, где предусмотрены самостоятельная, экстернатная и дистанционная формы обучения в виде факультативных семинаров, психолого-просветительской работы и предоставление рекомендаций и самотерапии при совершенствовании новейших технологий обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)