Рекомендации по организации и проведению занятий
• Выбирайте для занятий безопасное пространство. Теперь, когда ваш малыш умеет ходить, он захочет большей независимости и более широких возможностей для своей «Исследовательской» деятельности. Вы разовьете его самостоятельность, если выберете или создадите такую среду, где он сможет играть при минимальном вмешательстве с вашей стороны. Эту среду можно создать в одной из комнат или во дворе. Прогуляйтесь в парк или сходите на детскую площадку. Сходите с ним в зоопарк или в супермаркет. В таких местах он сам решит, куда ему направиться и чем заняться. Пусть он ведет вас, а вы проследите за его безопасностью.
• Познакомьте ребенка со всем спектром умений, которые ему придется рано или поздно осваивать, и увидите, чем ему интересно было бы заняться. Позвольте ему сосредоточиться на тех умениях, которые ему нравятся. Когда они станут частью его повседневной деятельности, он лучше освоит их. Постепенно, по мере того, что он будет качественно выполнять, включайте другие навыки. Со временем у него появится мотивация поработать над всеми навыками из предложенного спектра.
• Позвольте ребенку самому устанавливать последовательность занятий. После того, как вы определите и оборудуете среду для занятий, позвольте ему переходить от одного вида деятельности к другому в той последовательности, которую он выберет сам. Дайте возможность заниматься до тех пор, пока это ему интересно. Помогайте ему выполнять те действия, с которыми ему трудно справляться самостоятельно.
• Направляйте ребенка в выборе занятий так, чтобы он чередовал тяжелые виды деятельности с легкими. Проследите за ним и определите, какие умения даются ему легко, а какие - трудно. Посмотрите, какого рода действия он предпочитает: энергичные (бег и прыжки) или медленные (ходьба по доске). Когда обнаружите умение, которое дается ребенку легче, то после выполнения пары легких действий вынуждайте его попробовать сделать что-нибудь тяжелее. Вы можете сказать: «Попробуй вот так!» - и выполнить нужные действия. Скорее всего, он сможет повторить их за вами. Позвольте ему поработать над сложным навыком столько, сколько он захочет, а потом разрешите снова заняться тем, что полегче.
В начале периода, который мы рассматриваем, ребенку легче научиться бить по мячу ногой, ходить по неровной поверхности, осуществлять первые попытки бегать и ходить по доске шириной 25 см.
Действия средней степени сложности – это ходьба вверх и вниз по наклонной поверхности, подниматься и спускаться по лестнице, бег, прыжки и ходьба по доске шириной 15-20 см.
Тяжелые навыки - ходьба по линии 4 см, элементы игры с мячом (бросать, ловить, отражать и т.д.) и езда на трехколесном велосипеде.
Занятия по формированию каждого умения имеют свою цель. Достижение этой цели предполагает прохождение определенных шагов.
• Важно придерживаться четкого порядка соблюдения этих шагов. Приступая к новому умению, нужно определить, что ваш ребенок уже умеет делать и каким должен быть следующий шаг. Начинайте отрабатывать соответствующую последовательность шагов с того уровня, на котором ребенок находится в момент начала занятий, а когда он будет готов, помогите ему усвоить следующий шаг.
• Заботьтесь о создании мотивации для отработки необходимых умений. Лучше всего вместе с ребенком понаблюдать за тем, как другой ребенок выполняет действия, которым вы хотите научить вашего малыша. После этого можно сказать: «Теперь твоя очередь», - и наверняка он захочет поиграть со своим братом или сестрой, или с соседским ребенком. Он уже достаточно силен для того, чтобы делать то же, что и они, и попытается справиться с новой для него задачей. Ему понравится имитировать их действия и выполнять их по очереди с ними.
• Пользуйтесь зрительными подсказками и словесными инструкциями. Ребенок учится, наблюдая за другими. Он видит, как дети забираются на горку или прыгают на батуте, и пытается скопировать их действия. Если для выполнения этих действий существует какой-то особый способ, покажите друзьям вашего ребенка, как это сделать, чтобы он, имитируя их действия, научился выполнять необходимые движения правильно.
Давайте название каждому виду деятельности, которым занимается ребенок. Например, говорите: «Бей», «Прыгай», «Иди» (когда он идет по доске, камням или песку), «Беги», «Вверх» и «Вниз» (когда он занимается на лестнице). Не следует давать сложных словесных инструкций, поскольку малышу будет трудно понять и выполнить их. Если вы покажете ему, что нужно делать, и объясните это словами, он попробует сделать это.
• Занятия должны быть непродолжительными. Ваш ребенок сам покажет вам, насколько у него хватит желания или физических сил заниматься. Осваивая какое-то умение, дети обычно повторяют свои попытки два-три раза, а затем переходят к другому занятию. Позже, когда они становятся сильнее и лучше справляются с сохранением равновесия, они могут тренироваться дольше. Не забывайте, что от таких видов деятельности, как бег и прыжки, мы устаем быстрее.
• Будьте готовы к шалостям. Где бы малыш ни был, он будет шалить, используя недавно усвоенные навыки.
• Заинтересуйте ребенка заниматься босиком, чередуя с туфлями. Это будет способствовать укреплению мышц ног, повышению способности сохранять равновесие, и улучшит ходьбу и положение стоп.
• Следите за положением стоп и обеспечивайте ему необходимую поддержку. Для того, чтобы заметить изменения в положении его стоп во время ходьбы, наблюдайте за стопами, когда он не обут. Понаблюдайте за ребенком сзади. Расстояние между его пятками позволит вам судить о том, насколько велика его площадь опоры. Если вы встанете перед ним, вы увидите, как расположены его носочки: направлены ли они вперед или в стороны. Надо добиться того, чтобы носочки были направлены вперед, а ширина площади опоры была меньше расстояния между бедрами. Подошва обуви, которую носит ваш ребенок, всегда должна быть гибкой и легко сгибаться там, где начинаются пальчики.
Если подошва жесткая, ребенок будет привыкать ходить неправильно, поскольку из-за слабости мышц стоп согнуть ее он не сможет. Высокий ботинок уменьшает подвижность косточек, а это мешает малышу бегать, подниматься и спускаться по лестнице и по наклонной поверхности. Поэтому, по возможности, выбирайте низкие ботиночки.
Когда ребенок «подружится» с ботинками, вложите в них стельки с супинаторами для поддержки свода стопы. В некоторых специальных детских магазинах такие стельки продаются
Дети с синдромом Дауна чаще всего страдают плоскостопием, но в туфлях с супинатором свод стопы у них поддерживается в надлежащем положении. Подъем свода способствует перенесению веса тела на внешние края стоп и помогает направить носки вперед. Проконсультируйтесь с ортопедом на счет того, достаточно ли вашему ребенку стельки с супинатором, или ему нужна дополнительная поддержка. Если окажется, что дополнительная поддержка ему нужна, в этом случае могут быть изготовлены специальные пластиковые ортопедические средства.
• Практически у всех детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус (гипотония). При гипотонии мышцы расслаблены, и ребенку труднее двигаться и выполнять упражнения. Поэтому, очень важно как можно раньше начинать выполнять специальные упражнения с дополнительными утяжелителями для ног. Использование дополнительного утяжеления способствует дополнительным усилиям ребенка, что в свою очередь будет эффективно влиять на компенсацию гипотонии. Оптимальный вес утяжелителей для ног колеблется от 250 гр., до 2000 гр., в зависимости от возраста ребенка и его развития.
• Мышечная гипотония и слабость соединительных тканей обусловливает такие проблемы, как нарушение осанки и плоскостопие. Поэтому, в целях профилактики или коррекции проблем, связанных с гипотонией, нужно включать упражнения, которые укрепят мышцы туловища и нижних конечностей.
• Имейте в виду, что почти у 20 процентов детей с синдромом Дауна наблюдается атлантоосевая нестабильность (нестабильность позвоночника в области первого и второго шейных позвонков). Крайняя степень выраженности этой патологии может привести к перелому позвоночника. Для предотвращения этой опасности старайтесь избегать резких движений головой ребенка вперед и назад.
• Физическая нагрузка должна быть «адекватной». К сожалению, нарушения сердечно-сосудистой деятельности при синдроме Дауна не редкость, и более 30-40% детей страдают тем или иным отклонением этой области. Признаки нарушения сердечной деятельности: бледно-серая или синюшная кожа, затрудненное дыхание, набухшие веки. Помните, что занятия по физической нагрузке должны соответствовать физическому состоянию и здоровью ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)