Организация инклюзивного обучения в коммунальных учебных заведениях
В представленном материале отображено состояние дел «Многопрофильного учебно-реабилитационного центра» во внедрении инклюзивного подхода к образованию.
В центре работает команда специалистов (два педагога: ведущий учитель 2-А класса для детей с нарушениями речи и ассистент - учитель 2-В класса для слабослышащих детей, сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог, инструктор слуховой работы, воспитатель 2-А класса).
Вовлечена в инклюзивное обучение ученица 2-В класса для слабослышащих, которая имеет диагноз: нарушение психологического развития, сенсоневральная тугоухость II степени. Девочка показала хорошие результаты на конец семестра. Программный материал усвоила на достаточном уровне. Владеет самостоятельным языком. Самостоятельно составляет рассказ об окружающей среде. Остаток слуха дает возможность девочке развиваться дальше. В таком случае появилась необходимость поместить девочку в языковую среду, чего захотела и сама девочка.
На начальном этапе обучения специалисты реабилитационного центра, которые обеспечивают реализацию программы и специальных услуг, прежде всего всесторонне изучают анамнез ребенка, знакомятся с особенностями поведения, учебными приоритетами, с индивидуальной социально-педагогической и медико-психологической картой сопровождения ученика с особыми потребностями, конкретными умениями, а также общим развитием ученика. Эта информация позволяет соответствующим образом строить учебный процесс, удовлетворить потребности ребенка и способствовать его всестороннему развитию.
Любой процесс стоит начинать с планирования. Для этого организуются встречи всех членов команды специалистов. Ведущий учитель проводит учебный процесс по «Программе для 2-4 классов общеобразовательных учебных заведений для детей с тяжелыми нарушениями речи». Параллельно с этой программой учитываются программные требования «Программы для 2-4 классов общеобразовательных учебных заведений для детей с пониженным слухом». Для этого учителя 2-А и 2-В классов разрабатывают еженедельный план учебной и культурно-коррекционной работы по организации инклюзивного обучения ученика, где указываются программные требования, подобранный языковой материал согласно программ, указываются рекомендации учителя для индивидуальной работы и результаты проведенной работы. В последний день недели учителя снова собираются и планируют дальнейшую работу на следующей неделе.
При планировании поурочных, индивидуальных и воспитательных занятий учитываются возрастные возможности ребенка, особенности в развитии, потенциальные возможности, способность к занятиям, уровень актуального развития отклонения в эмоционально-волевой сфере. Только лишь предусмотрев все эти аспекты, специалисты центра начинают осуществлять проведение длительной и кропотливой работы.
На первом этапе обучения учителем-дефектологом проводится работа по уточнению слуха с помощью языка. Было установлено расстояние, на котором ученица воспринимает предложенный материал, а также уровень восприятия речи на слух со слуховым аппаратом. Все данные учитель-дефектолог оформила в таблице и разместила в классном уголке.
Вместе с учителем была заведена индивидуальная социально-педагогическая и медико-психологическая карта сопровождения ученика с особыми потребностями, в которую вносят свои выводы и рекомендации другие специалисты заведения: логопед, дефектолог, психолог детский психиатр, врач, врач-ортопед.
Для того, чтобы слабослышащая ученица полностью овладела языком, умела использовать его в школе, в быту, в различных жизненных ситуациях, нужно научить ее воспринимать язык, опираясь на сохранные анализаторы и слух. Задачей работы по развитию слухового восприятия на уроках является наиболее полное включение пониженного слуха в учебный процесс и повышение коммуникативной функции языка. А именно в языковом микроклимате, как уже наблюдалось специалистами, у девочки особенно напряженное слуховое восприятие. Она максимально прикладывает усилия, чтобы внятно услышать речь учителя, следить за речью учащихся. И использования слухового аппарата на уроках рассматривается не только как средство восприятия речи, но и как средство развития слухового восприятия.
Учителем-ассистентом оказывается помощь ведущему учителю по развитию слухового восприятия ученицы и развития связной речи, а именно: учет состояния слуха, правильное использование слухового аппарата, подбор языкового материала на урок, выработка специальных комплексов, коррекция произношения, дозировка звуковой нагрузки. При этом учитель должен придерживаться принципа, что основная часть урока (объяснение нового материала, работа над его усвоением) должна проходить при опоре на слухо-зрительное восприятие. В то же время часть материала следует предъявлять на слух. На каждом уроке проводится индивидуальная работа по развитию слухового восприятия и формирования речи ученицы.
Учитель-ассистент периодически посещает уроки 2-А класса, наблюдает за обучением девочки, ее успехами и недостатками. Когда у девочки возникали трудности в понимании или восприятии материала, в таком случае учитель-ассистент создает повышенную готовность к восприятию путем наглядных ситуаций, диалога, выделения знакомых слов в речевом потоке, выделения новых слов, их объяснение с помощью предметных и сюжетных карточек, иллюстраций, рисунков, с использованием дактиля, возможно жестов.
Возникали трудности не только в педагогическом состоянии, но и в социальных отношениях. С ученицей была такая: на любом занятии, если речь идет о семье, девочка страдает. В таком случае привлекались в учебно-воспитательный процесс психолог, психиатр, которые сразу оказывали помощь девочке устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми. Они применили специальные педагогические приемы, чтобы помочь, ребенку адаптироваться в других условиях.
Социальный педагог выполняет различные функции в центре, и все они полезны как для ребенка, так и для персонала. Он предоставляет консультации учителям и координирует их деятельность, помогает модифицировать учебное содержание, оказывает поддержку на уроке и непосредственно занимается с девочкой.
В этот период перед педагогами встал вопрос: на что опираться, как подогнать уровень ребенка до соответствующего уровня. Микроколлектив специалистов стал работать в тесной связи. У учителя с воспитателем ведется тетрадь взаимосвязи, где отмечается над чем надо работать. С сурдопедагогом обсуждаются ежедневно вопросы, на которые надо обратить особое внимание. Учитель-логопед ведет тетради по преодолению дефектов речи. Учитель на каждом уроке использует в своей работе листок произношения учеников. Для детей заведены тетради по коррекции и автоматизации звуков, с которыми дети работают самостоятельно или с помощью взрослых.
Сурдопедагог дает свои рекомендации учителю и воспитателю о проведении фонетической зарядки, над каким материалом нужно работать, на того или иного ученика обратить особое внимание при произношении.
Учитель-логопед дает рекомендации по проведению артикуляционных упражнений и прочее.
Учитель индивидуальной работы учитывала содержание программного материала и откорректировала план индивидуальной работы. Вся коррекционная работа базируется на тесной связи между всеми специалистами центра.
Через некоторое время ведущий учитель вместе с учителем-ассистентом и другими специалистами оценивают успехи ребенка, определяют насколько эффективен учебный план, методы и приемы работы с ученицей. Для этого собираются образцы работ ребенка, результаты наблюдений, контрольные листки, описания поведения, результаты сравнений с типичным уровнем развития. Сведения о прогрессе записываются непосредственно в учебный план.
Наблюдение за ребенком ведется непрерывно, результаты анализируются и на основе результатов корректируются действия учителей. Анализ результатов поможет учителю определить сильные качества, склонности и потребности слабослышащего ребенка. Планирование работы с ребенком является своеобразным прогнозом относительно него, что позволяет увидеть целостную картину личности ребенка, его возможное будущее.
Специалисты реабилитационного центра считают, что инклюзивное образование имеет большой потенциал во всестороннем развитии ребенка.
На уроках ритмики проводится работа по развитию слухового восприятия и формирования речи. Учителями-логопедами реабилитационного центра проводятся индивидуальные и групповые занятия по развитию речи. Занятия по развитию слухо-зрительно-тактильного восприятия речи и формирования произношения с глухими учениками, по развитию слухового восприятия и формирования произношения с учениками с пониженным слухом проводятся индивидуально.
На уроках физического воспитания - лечебная физкультура, которая проводится как группами, так и индивидуально инструкторами лечебной физкультуры по специально разработанным комплексам с учетом форм и степени заболевания детей под присмотром врачей центра. Один раз в неделю с учениками проводятся занятия по лечебному плаванию. Специалистами центра осуществляется как специальное диагностическое обучение, так и лечебные занятия, психотерапия, специальные коррекционно-развивающие занятия. Содержание коррекционно-развивающих занятий направлено на решение специфических задач, обусловленных особенностями психофизического развития учащихся и реализуется через учебные предметы. Основной целью реабилитационного центра является интеграция учащихся в общеобразовательную школу по месту жительства, то есть внедрение инклюзивной формы обучения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)