Правильная организация двигательного режима
Результаты медико-педагогического контроля свидетельствуют, что после правильно организованных физических упражнений зрение у детей улучшается на 15-20%.
Особое внимание уделяется правильной организации двигательного режима в течение дня. Для этого группы оборудованы микроспорткомплексами.
Во время всех занятий широко используются физкультминутки. Это эффективное средство развития двигательной активности детей, которое проводится, как правило, в середине занятия. Такой перерыв на несколько минут необходим всем детям, поскольку позволяет снять мышечное напряжение и статическую нагрузку, связанные с длительным сидением. Правильное использование мышечных упражнений - один из наиболее эффективных средств сохранения и укрепления здоровья.
Снижение зрения или его ухудшение могут быть обусловлены ослаблением соответствующих мышц лица и глаза, особенно тех, которые двигают глазное яблоко. Поэтому гимнастика для глаз является неотъемлемой частью профилактики осложнений глазных заболеваний. Она проводится во время занятий, перед ними, в свободное время, в процессе коррекционно-развивающей работы. Во время занятий, если работа связана со зрительным нагрузкам, обязательно применяются упражнения, которые снимают зрительную усталость.
Все эти меры принимаются с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития детей, стабилизации и улучшения остроты зрения, развития функциональных возможностей сохранных анализаторов.
Всем детям на достаточно высоком уровне предоставляется офтальмологическая помощь. Кроме оптической коррекции, они получают медикаментозное, ортоптическое и плеоптическое лечение, стимулирование остаточного зрения, а также; по показаниям своевременное хирургическое вмешательство в условиях стационара. Вся лечебно-профилактическая работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану ослабленного зрения детей. Лечение и восстановление зрительных функций происходит в ортоптическом кабинете под контролем офтальмолога и проводится медсестрой-ортоптисткой.
Реализуя комплексность коррекционно-реабилитационной деятельности учреждения, медицинская помощь тесно связывается с педагогическими мерами.
Все данные офтальмолога о состоянии зрительных возможностей ребенка ежемесячно заносятся в тетради взаимосвязи, что позволяет педагогам осуществлять адекватную коррекционно-реабилитационную работу, своевременно вносить коррективы в свою деятельность.
Педагоги также осуществляют подготовку ребенка к лечению на аппаратах и закрепление результатов лечения глаз во время работы в коррекционных уголках. Такие уголки созданы в каждой группе с учетом офтальмологических рекомендаций. В течение года дети постоянно выполняют в них специальные упражнения, а воспитатели включают во все виды учебной деятельности коррекционные моменты.
Таким образом, медико-педагогический штат коллектива активно задействован в коррекционно-реабилитационном процессе по поддержанию здоровья, физического развития, восстановления зрительных функций, подготовки каждого ребенка к лечению на аппаратах.
Реализация комплексной коррекционно-реабилитационной помощи детям, которая интегрирует диагностические, медицинские, педагогические, психологические, социальные меры профилактики и лечения заболевания, реабилитации после него, предусматривает также целенаправленное использование инновационных технологий подготовки детей с психофизическими нарушениями к обучению в школе. В основу структуры целостной системы коррекционно-реабилитационной работы по формированию конкретных представлений и реальных знаний детей об окружающем мире положено учения «блоками» - по лексическим темам. Кроме того, инновационный вариант этой системы направлен на объединение усилий как педагогического, так и медицинского персонала. В процессе коррекционного воздействия осуществляется комплексное разностороннее влияние на детей благодаря усилиям воспитателя, логопеда, учителя-дефектолога, психолога, физрука, медсестры-ортоптистки. Изменены и сроки изучения темы: 1-я неделя работает тифлопедагог, осуществляя подготовку детей к изучению определенной программной темы; 2-я неделя - воспитатели, логопед, психолог; к этой системе присоединяется и медицинский персонал, в том числе медсестры-ортоптистки. Такое построение системы изучения лексической темы обеспечивает непрерывное и последовательное изучение учебного материала.
Известно, что семья для ребенка является первым и главным социальным институтом. Однако родители не всегда достаточно знакомы с особенностями и возможностями детей, не представляют способов взаимодействия с ними, не способны вовремя предоставить им коррекционно-реабилитационную помощь.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)