Модели и схемы систем работы с детьми с особыми образовательными потребностями базовых экспериментальных учебных заведений
Комплексный подход к обучению детей с особыми образовательными потребностями
Изменение отношения общества к с психофизическими нарушениями влияет на политику любого государства, в том числе на ее нормативно-правовую базу. Нормативные акты регулируют правовое обеспечение коррекционно-реабилитационной помощи детям с психофизическими нарушениями. Научной основой комплексного подхода к коррекционно-реабилитационной работе является методология диалектического системно-структурного анализа, в контексте которой все компоненты системы рассматриваются во взаимосвязи и целостно. В психологическом плане комплексный подход предполагает единство действий на интеллектуальную, волевую, эмоциональную и деятельностную сферу личности, направленных на формирование не только знаний и умений, но и мотивов и потребностей, отношений, идеалов, убеждений личности. Необходимость комплексного планирования этих задач обуславливается главной целью дошкольного учреждения - подготовкой всесторонне и гармонично развитой личности. Комплексный подход, как общий методологический принцип любой деятельности, является ведущим и в процессе оптимизации обучения, и в построении системы воспитательной, коррекционной работы. Комплексность требует планирования не одного, а нескольких развивающие-воспитательных задач одновременно в каждом мероприятии, своеобразного «аккорда» воздействиям, не предполагает однобокости и перекосов в содержании, формах и методах работы, обеспечивает реализацию задач одного направления в формах другого, что также в значительной степени экономит время педагога и ребенка и обеспечивает целостное влияние на личность дошкольника, а следовательно, повышает результативность воспитательного воздействия.
Контингент специальных учебных заведений компенсирующего типа составляют дети, у которых патология возникла из-за наследственности, перинатальной патологии, соматических заболевания и др. Это неоднородная группа, в состав которой входят дети с разными диагнозами, кроме того они имеют вторичные отклонения в развитии. Состояние здоровья и особенности вторичных отклонений детей с психофизическими нарушениями обусловливают основные направления коррекционно-развивающего воздействия, перспективы интеграции этих детей в современное общество.
Комплексный подход в условиях дошкольного учреждения обуславливает отбор определенных организационных форм и методов обучения в их единстве на основе учета индивидуальных особенностей отдельных детей и типологических особенностей их групп. Знание сильных и слабых сторон развития детей позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.
Для практического решения проблемы сочетания всех составляющих процесса комплексной коррекционно-реабилитационной помощи детям с психофизическими нарушениями нужно согласовать деятельность медицинских и педагогических специалистов.
В учебном заведении создана структура, которая обеспечивает комплексный подход и условия для своевременной индивидуальной медицинской и психолого-педагогической помощи каждому ребенку. На этом уровне функциями микропространства являются:
• углубленная специальная диагностика, которая дополняет и конкретизирует результаты общей диагностики;
• формирование психологических и психофизиологических предпосылок;
• реализация общеобразовательных задач в педагогическом процессе специального дошкольного учреждения;
• коррекция недостаточного уровня социальной реабилитации и психологической готовности к школе;
• осуществление лечебно-восстановительной работы;
• сохранение и укрепление соматического и нервно-психического здоровья детей.
Главной целью системы коррекционно-реабилитационной работы в специальном дошкольном учреждении для детей с психофизическими нарушениями является содействие формированию гармоничной личности, развитие ее творческих способностей и наклонностей, подготовка к интеграции в социум. Эта цель направлена на удовлетворение образовательных и личностных потребностей детей, имеющих различные нарушения: развитие интеллектуального, социального и эмоционального потенциала, формирование положительных личностных качеств; эффективное восстановление поврежденных функций, общего здоровья и физического развития.
Для реализации главной цели в процессе коррекционно-реабилитационной помощи важно создать соответствующие условия.
В процессе реализации главной цели система решает следующие основные задачи в сфере образования: диагностические, воспитательные, образовательные, развивающие, пропедевтические, коррекционно-реабилитационные; в медицинской сфере: диагностические, лечебные, профилактические, коррекционно-реабилитационные.
Выполнение этих задач в условиях специального дошкольного учреждения предусматривает наличие команды специалистов (как со стороны образования, так и со стороны медицины), которая способна обеспечить комплексное сопровождение и подготовку детей к школе, а также; активное участие родителей как на этапе диагностики, так и в процессе непосредственной помощи ребенку и привлечения к команде волонтеров благотворительных организаций. Для эффективной организации управления коррекционно-развивающим процессом в специальном дошкольном учреждении должно быть определено место каждого участника в этой системе, их взаимосвязь в реализации основных мероприятий, направленных на достижение конечного результата - подготовку детей к школе.
Эта модель междисциплинарного взаимодействия в процессе коррекционно-развивающего сопровождения развития ребенка, которая демонстрирует координацию усилий специалистов разного профиля в единой команде, значительно облегчает управление этим процессом.
Для осуществления коррекционно-развивающего сопровождения в нашем заведении была создана команда специалистов, в которую вошли медицинские и педагогические работники, а также родители детей. Комплексное воздействие происходит по следующим направлениям:
1. Медицинское (лечебно-восстановительная работа).
2. Логопедическое, главная цель которого - развитие устной и закладки основ будущего письменной речи детей, подготовка руки к письму.
3. Специальные виды лечебной физкультуры.
4. Тифлопедагогическое воздействие, направленное на преодоление вторичных отклонений развития.
Для успешной реализации разработанной модели в заведении была создана специальная среда для проведения соответствующих медицинских и психолого-педагогических мероприятий с детьми. Для этого в заведении есть:
• ортоптический кабинет, оборудованный современной медицинской аппаратурой;
• физиотерапевтический кабинет и кабинет фитотерапии для профилактики и лечения соматических заболеваний;
• отдельные кабинеты для специалистов учреждения;
• специально оборудованы в группах коррекционные уголки (в которых игры для детей сгруппированы по этапам лечения зрения);
• спортивный и музыкальный залы и тому подобное.
Прежде всего, усилия команды направляются на формирование гармоничной личности ребенка. Этому способствует особая среда, в которой предоставляется комплексная помощь, осуществляется постоянная мотивационная установка участников коррекционно-развивающего и воспитательного процесса.
Во время работы с детьми у них постоянно поддерживаются уверенность в достижении положительного результата. Для каждого из них индивидуально определяется зона ближайшего развития и отдаленные перспективы. Ведь у тотально слепого, слабовидящего или ребенка с косоглазием или амблиопией они будут иметь разный смысл. У детей незрячих или с остаточным зрением формируется уверенность в том, что достигнутые ими успехи в обучении помогут им в дальнейшей жизни.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)