Обязанности воспитателей специализированных групп для детей с нарушениями зрения
1. Строго придерживаться назначений врача - офтальмолога.
2. Закрепить за ребенком (в зависимости от диагноза и остроты зрения) постоянное рабочее место.
3. Следить за правильным освещением рабочего места, в случае недостаточного естественного освещения использовать смешанное освещение.
4. Следить за созданием зрительного комфорта на столах у детей и у себя (на столах не должно быть ничего лишнего).
5. Следить за правилами ношения очков (чтобы ребенок без необходимости их не снимал; не смотрел поверх очков; чтобы очки всегда были чистыми, протирать их мягкой тканью; при необходимости помогать ребенку снимать очки и класть в специальный футляр) и режимом окклюзии.
6. Использовать во время занятий дидактический материал ярких цветов (красный, зеленый, желтый, оранжевый и их оттенки), размером больше и меньше 2 см (в зависимости от диагноза), преимущественно объемные.
7. Во время демонстрации наглядности использовать цветной контрастный фон (в основном зеленый).
8. При рассмотрении картин использовать ограничивающий трафарет.
9. Учить детей новым играм, учитывая диагноз.
10. Разработать материалы к упражнениям и играм на развитие мелкой моторики пальцев рук, прослеживая функции, ориентировки в пространстве (шнуровки, пуговицы, ожерелье, предметы для сортировки, трафареты, шаблоны и др.).
11. Проводить индивидуальные занятия (лепка, рисование, наложение, копирования, обводки, штриховки и т др.).
12. Во время пребывания детей на свежем воздухе следить, чтобы игры отвечали физическому и умственному развитию детей.
13. Для детей с косоглазием и амблиопией использовать индивидуальные подставки.
14. В течение занятий проводить гимнастику для глаз, упражнения на релаксацию глазных мышц, устраивать кратковременные перерывы во время которых можно походить по комнате, сделать физкультминутку для переключения зрения посмотреть вдаль.
15. Знакомить родителей ежемесячно и при необходимости с состоянием зрения детей.
16. На занятиях по физической культуре строго учитывать распределение детей по физической нагрузке, установленным по состоянию зрения (основная, подготовительная, специальная).
Коррекционные задачи
1. Создание зрительного комфорта на столах у детей.
2. Снятие зрительной усталости.
3. Предотвращение формирования рефлекса низко склоненной головы.
4. Закрепление правил пользования очками.
5. Работа над фиксацией взгляда.
6. Восстановление уровня зрительных функций.
7. Развитие и сохранение остаточного зрения.
8. Развитие прослеживающей функции глаз.
9. Развитие умения прослеживать по линии в системе линий.
10. Поднятие остроты зрения.
11. Восстановление подвижности глаз и глазных мышц.
12. Укрепление мышц сходящейся и расходящейся осей глаза и мышц, отвечающих за выпуклость хрусталика.
13. Развитие плавного движения глазных яблок.
14. Развитие и закрепление одноразового бинокулярного и стереоскопического зрения.
15. Развитие периферического зрения.
16. Развитие дистанционного и глубинного восприятия.
17. Упражнения на усиление конвергенции.
18. Упражнения на локализацию.
19. Упражнения для центральной фиксации.
20. Упражнения на различение цвета, формы, величины предметов.
21. Уменьшение угла косоглазия.
22. Закрепление приемов оконтуривания объекта (носиком, фонариком).
23. Обучение и закрепление навыков заштриховки объектов (сверху вниз, слева направо, не выходя за контурную линию).
24. Развитие зрительной памяти и зрительного внимания.
25. Развитие произвольного внимания.
26. Развитие образной памяти.
27. Развитие тактильной памяти.
28. Развитие образного мышления.
29. Развитие целостности восприятия.
30. Развитие осязательного ощущения и мелкой моторики кисти руки.
31. Развитие перцептивной активности сохранных анализаторов.
32. Развитие координации и точности движений.
33. Развитие содружества в работе руки и глаза.
34. Развитие самоконтроля и саморегуляции движений.
35. Коррекция ритмичной деятельности (чувство ритма).
36. Развитие силы и ловкости рук.
37. Ориентирование в микро- и макро-пространстве.
38. Преодоление страха перед большим пространством, формирование уверенности движений, в своих силах.
39. Установление пространственных связей между предметами.
Коррекционные игры и упражнения для лечения амблиопии
Амблиопия - это снижение остроты зрения. Причиной может быть косоглазие, травмы глаза, бельмо, катаракта, аномалия рефракции, на фоне истерики. Амблиопия бывает разной степени: очень высокая до 0,05 и ниже и слабая от 0,4 до 0,8 диоптрий.
Цель: поднять остроту зрения, чтобы создать возможность для совместной работы обоих глаз, чтобы монокулярное зрение стало бинокулярным; развивать локализацию, мелкие мышцы рук, ориентировки в малом пространстве, зрительную память и внимание, аналитическое восприятие и мышление, язык.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)