Рекомендации воспитателям, которые работают в специализированных группах для детей с нарушениями зрения
Воспитатель специализированного детского дошкольного учреждения должен хорошо владеть знаниями об анатомо-физиологических особенностях строения глаза ребенка, психологии ребенка с недостатками зрения, об особенностях подхода к нему. Важно помнить о воспитательной роли семьи, и поэтому работа с родителями должна быть всегда на высоком уровне. Надо объяснить родителям, что возможность контактов у ребенка с нарушенным зрением с другими людьми резко ограничена по сравнению с их здоровыми сверстниками. Все контакты в раннем возрасте заменяются родителями, их любовью, пониманием и большим желанием помочь своему ребенку. Когда ребенку исполняется 3 года, в эту цепочку включается воспитатель и здесь очень нужны согласованные действия родителей и воспитателя. Он должен разъяснить родителям, что даже при тяжелых поражениях зрения есть большая разница между детьми, которые получают корректирующее воспитание, и теми, которые его не получают.
Слабовидящие дети особенно нуждаются в радостных, светлых впечатлениях, приятных переживаниях. Только при таких условиях дети с нарушенным зрением не испытывают своей неполноценности и бывают на самом деле счастливыми. Родители дома, а воспитатель в саду должны быть постоянными участниками общения с детьми в игре, труде, обучении и не только участником, но и ведущим, обучая, стимулируя детей к деятельности.
Самое главное - не «жалеть» ребенка из-за того, что у него нарушено зрение и не позволять другим «жалеть», особенно в присутствии ребенка. Необходимо, чтобы ребенок всегда была бодрый, веселый, не думал о болезни. К больному ребенку следует обращаться, как к здоровому. Необходимо терпеливо повторять свои требования в разной форме. Надо не спешить, дать время понять, подумать, запомнить. По возможности следует убрать все, что рассеивает внимание. Стимулировать обязательное окончание начатого дела. Не задавать трудных задач, что не под силу ребенку. Следует обязательно обеспечить ощущение успеха ребенку и дать ему возможность ощутить удовольствие, которое выражает воспитатель, когда дает положительную оценку.
Никогда не надо наказывать ребенка за неумение или незнание. Целесообразно употреблять процессуальную оценку, то есть оценивать даже самые маленькие попытки самостоятельно действовать. Воспитатель должен очень много действовать совместно с ребенком. Сначала рука ребенка действует с рукой воспитателя, при этом участие ребенка совсем небольшое, но постепенно оно увеличивается. И когда у ребенка появится импульс к самостоятельному действию, важно не упустить его, а поддержать и закрепить.
Основные педагогические требования по воспитанию слабовидящих детей
1. Заботиться о физическом развитии ребенка:
• соблюдать режим дня;
• закалять организм ребенка;
• заниматься гимнастическими упражнениями;
• приучать к опрятности, объяснять необходимость содержать в чистоте свое тело.
2. Приучать ребенка к самостоятельному ориентированию в пространстве:
• учить пользоваться слухом, осязанием, обонянием для ориентирования в пространстве;
• необходимо преодолеть у ребенка страх перед пространством;
• согласовывать движения рук и ног во время физических упражнений;
• не давать развиваться лишним и навязчивым движениям;
• чаще давать ребенку поручения, например, принести что либо в определенное место и тому подобное;
• включать ребенка в подвижные игры со сверстниками с нормальным зрением.
3. Развивать язык и мышление ребенка:
• развивать любознательность и приучать его понимать причинные связи в явлениях, которые он наблюдает;
• конкретизировать представления детей об окружающей действительности;
• увеличивать количество слов в речи детей и конкретизировать их показом предметов и действий;
• учить детей правильно связывать слова в предложениях при разговоре;
• уделять внимание правильному произношению звуков, выразительности детской речи;
• рассказывать сказки, читать рассказы и проверять путем вопросов, как дети поняли;
• учить с детьми наизусть детские стишки и песенки.
4. Приучать детей к труду:
• учить детей самостоятельно умываться, чистить зубы; в определенной последовательности одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, шнуровать обувь; складывать одежду в определенном месте;
• учить детей культурно вести себя за столом, самостоятельно пользоваться ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой;
• учить застилать и расстилать постель;
• убирать после себя игрушки;
• обучать детей различным видам ручного труда (резать ножницами, лепить), которые развивают мелкие мышцы рук;
• формировать потребность оказывать помощь товарищу по собственной инициативе.
5. Готовить детей к письму и чтению:
• проводить упражнения на развитие осязания;
• познакомить детей с рельефным, точечным шрифтом Брайля (дошкольнику достаточно знать нумерацию дырочек или рельефных точечек на прямоугольнике).
6. Учить детей счета и ознакомить их с мерами:
• довести до сознания детей все пространственные и временные представления;
• знакомить детей с геометрическими телами;
• учить детей шагами измерять расстояния, что-то сыпучее - стаканами, чашками, примерить предметы к своему возрасту, к длине руки и тому подобное;
• учить детей счету в пределах 10, дать представление о составе числа в процессе игры или при выполнении определенных задач;
• на конкретном счетном материале учить детей отнимать и добавлять в пределах 10.
Основное требование в работе с дошкольниками, у которых частичное зрение - это охрана этих остатков зрения, поэтому работу на зрительное восприятие можно проводить только при достаточном освещении, не задерживаться на упражнении, в котором приходится напрягать зрение, а менять занятия на игру, ходьбу и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)