Составление «живых» картин и использование их в работе для активизации речи
Интересным приемом использования разговорной речи слабовидящих детей является составление «живой» картины. Он может быть комплексным, индивидуальным или коллективным. «Живая» картина - это составление детьми сюжета из отдельных фрагментов по данной теме.
Комплект фрагментов картины на заданную тему воспитатель готовит на каждого ребенка отдельно.
Например, тема «Весна в лесу».
Воспитатель готовит фрагменты картины, характерные для определенного времени года (солнышко, подснежники, деревья, ручеек, белочка, зайчик и др.). По этим заготовкам можно выложить сложную картину, а потом рассказать о ней. Этот прием можно использовать в различных вариантах. Работа начинается с рассмотрения сюжетной картины и выкладывания детьми такой же.
Можно предложить детям выложить картину под диктовку. Это дает возможность закрепить умение ориентироваться на листе бумаги или каком-то ограниченном пространстве (верх, низ, влево, вправо, середина, верхний левый угол, нижний правый угол и т.п.). Далее дети могут самостоятельно придумать сюжет и выкладывать картинку, или составлять ее после прослушивания рассказа, стихотворения, беседы.
Такой вид деятельности порождает интерес, заставляет работать все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический.
«Живые» картины можно использовать для заучивания стихов наизусть с четко выраженным сюжетом, по куплетам. Для каждого куплета нужен набор иллюстраций по содержанию (такой набор должен быть у каждого ребенка). Варианты работы со стихотворением и набором картинок могут быть разными.
Когда картинки выложены в соответствии с текстом, необходимо провести беседу по выложенной картинке. Затем подчеркнуть то, что об этом можно сказать стихами, которые уже написаны поэтом. Воспитатель читает стихотворение четко, внятно, ясно, подчеркивая интонацией главное в содержании. После этого целесообразно спросить у детей: «Какими словами описал поэт явление, событие или конкретный объект?» - Добиваться ответа в стихотворной форме.
Затем предложить повторное чтение куплета для запоминания стихотворения детьми. Так же заучивается и вторая строфа. Все это способствует развитию слухового внимания, памяти, глазомера. Отрабатываются навыки ориентации на определенной плоскости.
Использование макетов
Одним из коррекционных приемов работы с детьми, имеющими недостатки зрения, является использование макетов. Они бывают стационарные и в динамике.
В начале работы с макетами используются менее сложные, которые состоят из нескольких предметов. В дальнейшем, с учетом возраста, используются более сложные макеты, на различную тематику: «Детский сад», «Зоопарк», «Магазин», «Больница» и т.д.
Использование макетов дает возможность расширить знания детей об окружающем мире, познакомиться с объектами и предметами, которые недоступны в реальности: «Самолет», «Ферма» и другие. Наличие макетов дает возможность расширить знания, лучше рассмотреть различные детали объектов, но и тактильно обследовать их, провести с ними определенные действия, обыграть ситуацию.
Макеты также дают возможность закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Используя макеты, можно учить детей работать по схеме; варианты такой работы многозначные: найти по схеме, где находится определенный предмет на макете; определить, в каком направлении будет двигаться по схеме объект и тому подобное.
Чаще используют макеты в игровой деятельности. Это способствует развитию творчества и воображения детей, дети учатся общению друг с другом, формируются морально-этические отношения, расширяется словарь, развивается правильная грамматическая речь. Формируется диалогическая речь.
Макеты можно использовать для составления рассказов и заучивания стихов.
Они способствуют не только развитию логического мышления, но и помогают правильно ориентироваться в пространстве во время движения. Эту работу мы используем как одну из форм зрительной коррекции.
Умение детей определить направление движения в соответствии со схемой - это очень сложная логическая задача, для решения которой необходима специальная подготовка. Этой работе следует уделять большое значение и начинать ее надо с детьми раннего возраста.
Ясельная группа
1. Используя игровой сюжет ( «Пойдем в гости к кукле») учить детей двигаться по дорожке в одном направлении.
2. Использование цветных дорожек: по синей дорожке пойдем - синий мячик найдем, по красной дорожке пойдем - красный мячик найдем. Учить детей различать цвета.
3. Ознакомление детей с понятием: ровная и неровная (ломаная, волнистая) дорожка. Учить детей ходить по ровной и неровной дорожкам, что способствует фиксации взгляда и развития зрения детей, развития вестибулярного аппарата.
4. Обучение детей переносить действия на игровые персонажи. Сначала дети идут по дорожке к мячику, а затем прокатывают мячик по дорожке; идут в гости к кукле, а потом вместе с куклой возвращаются по дорожке.
Младшая группа
1. Ознакомление с понятием: короткая, длинная дорожка и одинакова по длине (Закрепление в различных игровых ситуациях).
2. Обучение детей двигаться, руководствуясь словесными указаниями воспитателя с опорой на предметные ориентиры (идите прямо по дорожке, у флажка поверните направо).
3. Ознакомление со стрелкой, как символом указателя направления движения (идем туда, куда показывает стрелка).
4. Использование стрелок для определения несложных маршрутов в игровых ситуациях.
Средняя группа
1. Закрепление умения определять направление движения с помощью стрелок.
2. Учить детей ориентироваться на листе бумаги (определить правый верхний угол, левый нижний, правый нижний, левый верхний угол, середину листа).
3. Ознакомление со схематическим изображением предметов в группе, оборудование на площадке.
Старшая группа
1. Ознакомление детей со схемой, где направление движения определяется по стрелке.
2. Учить детей определять маршрут по заданной схеме (сначала в хорошо знакомом месте).
3. Учить детей описывать свои действия словесно во время движения по схеме (я иду прямо, затем поворачиваю направо и т. д.).
4. Выполнение игровых заданий с использованием схем движения. Например, «Найти, где спрятан клад», «Доставить пакет в пункт назначения».
Подготовительная группа
1. Учить детей определять по схеме заданное место и находить его на соответствующей местности.
2. Вводить в схемы цифровое обозначение рядов в игре «Театр». Каждый определяет ряд и место по своему билету.
3. Учить детей самостоятельно составлять схему движения и пройти по составленному маршруту.
5. Массируем скулы под глазами. Провести мизинцем по кромке глазной впадины снизу к внешнему углу глаза и сверху внутреннего. Эти движения выполнять по три раза (аналогично в противоположную сторону).
6. Стучать кончиками пальцев по голове.
7. «Расчесать» пальцами от лба к затылку.
8. Помассировать ухо и за ухом.
9. Помассировать шею сзади (так как значительная часть напряжения приходится на заднюю часть шеи у основания черепа).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)