Специализированный подход к обучению
Специализированный подход включает общие требования ко всем видам деятельности.
1. Педагоги должны строго соблюдать назначения врача-офтальмолога:
a) обязательное ношение очков;
b) режим окклюзии.
2. Активизация всех сохранных анализаторов.
3. Создание зрительного комфорта. На столе у детей и воспитателя не должно быть ничего лишнего. Дети должны иметь свои постоянные места за рабочим столом.
4. При рассмотрении демонстрационного объекта используется зеленый фон, который обеспечивает более четкое и контрастное восприятие объекта.
5. Для создания более полного представления о предмете при работе со слабовидящими детьми необходимо использовать объемный материал для тактильного восприятия.
6. При выполнении работы по изобразительной деятельности, письму давать возможность детям работать в таком положении, которое было бы удобным для них, не забывая при этом учить их правильно сидеть.
7. При демонстрации предметов и картин нужно располагать их на уровне глаз детей в стационарном положении.
8. Для слабовидящих детей на занятиях по изобразительной деятельности используются дополнительные индивидуальные образцы.
9. На занятиях используются демонстрационные и индивидуальные фланелографы.
10. Все дети должны иметь индивидуальные маркированные конверты для раздаточного материала.
11. Занятия проводятся в игровой форме.
12. На занятиях по физической культуре строго учитывать распределение детей по физической нагрузке, установленной по состоянию зрения (основная, подготовительная, специальная).
13. При пользовании настольными лампами свет не должен светить детям в глаза (должен быть защитный абажур).
14. При рассмотрении картин использовать ограничивающий трафарет. После этого картина рассматривается в целом.
Для детей с нарушением зрения необходимо подготовить специальный материал:
1) Цветной фон для восприятия демонстрационного предмета, иллюстраций (зеленого цвета).
2) Индивидуальный фон в зависимости от зрительной нагрузки: зеленый, красный, желтый.
3) Раздаточный материал, который подбирается дифференцированно. Его размер должен соответствовать зрительной нагрузке детей.
4) Карточки для зрительной коррекции.
5) Фланелограф для демонстрации материала, иллюстраций.
6) Фланелограф для индивидуального пользования (20 - 30 см).
По развитию языка
1. Подбор иллюстраций для изучения стихов наизусть с использованием фланелографа, эпидиаскопа.
2. Наборы индивидуальных картинок для составления «живых» картин.
3. Наборы макетов для составления детьми рассказов по возрасту (фиксированный макет, макет в динамике).
4. Демонстрационные картины с дополнительным рельефным оформлением мелких деталей с более контрастными цветовыми оттенками предметов.
По грамматике
1. Буквы демонстрационные.
2. Рельефные буквы.
3. Трафареты букв.
По математике
1. Цифровые демонстрационные и индивидуальные карточки.
2. Карточки с рельефными цифрами.
3. Разрезные индивидуальные цифры для тактильного обследования.
4. Трафареты цифр.
5. Демонстрационные и индивидуальные стрелки для обучения ориентированию в пространстве.
6. Карточки с готовыми схемами движения для индивидуальной работы по ориентированию в пространстве.
7. На полу прямо в группе рисуется клеточное поле. В яслях одна клеточка, в младшей группе - три ячейки, в средней группе - пять ячеек, в старшей группе - десять ячеек слева направо и пять ячеек вниз, середина пустая, клетки расположены по периметру. В подготовительной группе клеточное поле прямоугольной формы - десять клеток слева- направо и пять вниз.
8. Заготовленные индивидуальные карточки клеточного поля по возрасту детей.
9. Демонстрационные коррекционные дорожки длиной от 4м до 6м. На них могут быть изображены:
• волнистая линия;
• ломаная линия;
• поперечные линии;
• различные геометрические формы (одинаковые или разные).
Дорожки лучше изготавливать из медицинской клеенки.
Изобразительная деятельность
1. Фломастеры для каждого ребенка (могут меняться по необходимости).
2. Для лепки необходимо наличие твердых форм (круглые, открытые, цилиндрические, конусообразные и другие) для обучения тактильному обследованию двумя руками.
3. Для формирования представлений о предмете они должны быть в натуральном виде, в виде игрушки, в плоскостном изображении, в графическом муляже.
Специфические приемы работы на занятиях по развитию речи
При использовании иллюстративного материала надо всегда помнить о его доступности для зрительного восприятия. На занятиях по развитию речи целесообразно использовать такие специфические приемы:
1. Работа с картиной:
a) при рассмотрении картин используется плоскость, которая имеет форму Г (для рассмотрения картины по частям). После этого картина рассматривается в целом;
b) рельефная картина - все детали выделены рельефно для тактильного обследования;
c) полурельефная картина - рельефно выделены мелкие детали;
d) теневая картина - обводятся фломастером детали и ретушируются оттенки цветов для более четкого зрительного восприятия.
Изображения на картинах не должны быть перенасыщены объектами, лишние детали можно закрасить.
2. Заучивание стихов с использованием эпидиаскопа.
3. Заучивание стихов с использованием «живых» картин.
4. Составление рассказов по картине или серии картин с использованием эпидиаскопа.
5. Выкладывание «живых» картин (под диктант воспитателя или методом отображения) с последующим составлением рассказов по ним.
6. Составление рассказов по макетам (стационарным и динамическим).
7. Использование технических средств обучения: прослушивание грамзаписей; записи речи детей на магнитофон с последующим прослушиванием; рассмотрение иллюстративного материала через эпидиаскоп; просмотр диафильмов, слайдов.
8. Проведение экскурсий (не реже 1 раза в неделю).
9. Ведение альбома для зарисовок после экскурсий с последующим составлением рассказов по результатам экскурсий.
10. Обязательно включать упражнения для релаксации и тренировки мышц, которые отвечают за движение глаза.
11. На всех занятиях включать упражнения для зрительной коррекции.
Изучение стихов с помощью эпидиаскопа
Для изучения стихов с помощью эпидиаскопа необходимо правильно подобрать стихотворение по содержанию. Оно должно быть понятным детям, с конкретным и четким описанием сюжета и действующих лиц. Кроме этого, надо подобрать иллюстративный материал, который отражает содержание каждого куплета. Он должен отвечать всем требованиям тифлопедагогики, быть четким, конкретным, с четко выделенными контурами, контрастным. Цветовая гамма должна соответствовать естественному цвету.
Заучивание стихов надо проводить вместе с помощниками воспитателя, который своевременно меняет иллюстрации по содержанию стихотворения.
Процесс заучивания стихотворения условно можно разделить на 3 этапа, которые проводятся на одном занятии. На первом этапе воспитатель выразительно читает стихотворение, создает интерес интонацией голоса. Подчеркивает тонкости и особенности содержания, вызывает положительный эмоциональный настрой. При повторном чтении демонстрируются иллюстраций через эпидиаскоп согласно содержанию прочитанного текста.
Дети имеют возможность целостно воспринимать содержание стиха, эмоционально проникнуться в красоту художественного и поэтического замысла.
На втором этапе проводится заучивание каждого куплета. Воспитатель показывает детям иллюстрацию по первому куплету и читает его содержание. В короткой беседе обращает внимание на конкретные события или действия, нацеливает детей на ответы в стихотворной форме. Для запоминания чтение куплета повторяется 2-3 раза.
На третьем этапе дети по желанию читают выученное стихотворение самостоятельно, с использованием иллюстраций, а потом без них.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)