Основные этапы развития детей с особыми потребностями
1 этап (развитие способности к оценочному суждению)
Основным содержанием на данном этапе является работа по усвоению учащимися частных критериев и приемов анализа и оценки конкретных поступков на основе сформированных общих критериев нравственной оценки.
Целью занятий данного этапа являются:
- формирование у школьников соответствующих знаний;
- формирование умений воспринимать и понимать поступок, определять его мотивы, способы осуществления, а также условия, в которых он осуществлялся;
- формирование умения определять реальную ценность поступка, то есть умение дать ему нравственную оценку;
- формирование умения проектировать ситуацию на собственное поведение.
Специальная работа, направленная на усвоение «правил» нравственной оценки осуществляется в определенной последовательности, с целью создать у школьников своеобразную ориентировочную основу, которая определяла бы последовательность их умственных действий. Для достижения этой цели можно использовать «правила» моральной оценки, которые предоставляются учащимся в виде системы последовательных вопросов (в ходе каждого воспитательного занятия)
«Правила» моральной оценки
- Что происходило?
- Ради чего был осуществлен поступок?
- Какими средствами был осуществлен поступок?
- В каких условиях осуществлялся поступок? (Что мешало или помогало человеку поступить правильно?)
- Какие последствия для окружающих людей имел данный поступок?
- Поступок является положительным или отрицательным (моральным или аморальным)?
- Как бы ты поступил (а) на месте участника событий?
На первом этапе учащимся предлагаются задания:
- на развитие способности к моральной оценке;
- на развитие способности к аргументированной оценки;
- на самооценку и взаимооценивание личностных качеств.
2 этап (воспитание способности к эмоционально-ценностному отношению)
На втором этапе работа заключается в непосредственном привлечении школьников в личностно значимые нравственные ситуации. При этом следует опираться на личный эмоционально-нравственный опыт ребенка, вызывая и актуализируя соответствующие эмоциональные отношения.
Соответствующая работа осуществляется в определенной последовательности, начиная от формирования позитивного отношения, развития у школьников умения высказывать свое отношение, и заканчивая формированием умения анализировать поступки, а также предусматривать их последствия.
Целью занятий данного этапа являются:
- формирование у учащихся знаний о положительных и негативных эмоциях;
- умение переживать, воспринимать и проявлять эмоции, чувства и соответствующие отношения, а также дифференцировать их;
- умение выражать свое отношение, руководствуясь соответствующими правилами нравственной оценки;
- развитие способности анализировать поступки, оценивать их и предвидеть их последствия.
Соответственно, учащимся предлагаются следующие задачи:
- на формирование у них позитивного отношения;
- на развитие умения выражать свое отношение;
- на формирование умения анализировать поступки и предвидеть их последствия.
Характерным для второго этапа является применение таких приемов формирования позитивного отношения, как:
- применение образцов (суждений, действий, поведения и т.д.);
- одобрение и поощрение;
- благосклонное отношение к чувствам и идеям ребенка;
- объяснение;
- стимулирование проявления эмоционально-ценностного отношения;
- создание возможностей для проявления эмоционально-ценностного отношения;
- комментирование (рисунков, действий, поступков, событий, реальных ситуаций и т.д.).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)