Основные фазы организации деятельности школьников с особыми потребностями
Три основные фазы организации деятельности школьников:
- подготовка;
- выполнение;
- контроль.
Существенным является то, что эти фазы свойственны как индивидуальной, так и коллективной деятельности. Они, в свою очередь, состоят из отдельных компонентов деятельности.
- Подготовка:
- определение цели;
- изучение условий деятельности;
- планирование;
- подготовка условий деятельности и ее организация.
- Выполнение:
- выполнение операций;
- текущий контроль;
- устранение непредвиденных препятствий.
- Итоговый контроль:
- оценка итогового результата;
- оценка хода деятельности;
- предложения на будущее.
Эта схема должна стать соответствующим ориентиром организации различных видов деятельности. Именно тем, что на практике отдельные организационные фазы не берутся во внимание, осуществляются недостаточно четко, обусловлено значительное снижение воспитательного эффекта деятельности.
С целью оптимизации внеклассной воспитательной работы в плане формирования личности и коррекции нарушений в развитии учащихся, необходимо поддерживать благоприятные для этого условия. Они общеизвестны в теории олигофренопедагогики, но не всегда четко и последовательно придерживаются на практике. Таковыми являются:
- обязательное выполнение режима дня позволяет разумно чередовать различные виды деятельности и способствует усвоению норм поведения;
- реализация индивидуального подхода, который осуществляется на основе изучения учащихся;
- обеспечение всем воспитанникам посильного участия в различных видах деятельности;
- организация поручений детям, результаты выполнения которых являются наглядными и ощутимыми;
- обеспечение конкретного применения предметных результатов деятельности каждого ученика;
- тщательный и систематический контроль и оценка любого вида деятельности учащихся.
Методика коррекционно-воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся
Экспериментальное изучение процесса воспитания учащихся вспомогательной школы во внеурочное время, позволило выявить ряд принципиальных вопросов, без решения которых реализация коррекционного потенциала этого процесса в специальном образовательном учреждении малоэффективна. В частности, возникла необходимость в определении основных направлений, содержания, форм и методов коррекционного воспитания, которые целенаправленно и эффективно обеспечивали бы процесс формирования личности с комплексом присущих ей качеств и черт характера, которые являются основой соответствующего способа мышления и побудительной силой повседневных действий, поступков, поведения. Ведь планирование и проведение соответствующей работы в школе не всегда осуществляется с соблюдением определенной системы и логической последовательности, причем реализация комплексного подхода к формированию личности школьника обычно только декларируется. Это обусловлено в значительной степени недостаточным пониманием педагогами основных задач, содержания, форм, методов и сущности процесса формирования личности, его места в общеобразовательном и коррекционно-воспитательном процессе, отсутствием основных ориентиров и соответствующих методик.
Все это обусловило необходимость разработки содержания воспитания и методики формирования личностных качеств у умственно отсталых учащихся во внеурочное время.
Работа по формированию соответствующих личностных качеств школьников осуществляется в определенной последовательности (в соответствии с определенными задачами воспитания), в несколько этапов, продолжительность которых регулирует педагог, и направляется на:
- формирование у учащихся нравственных понятий;
- развитие способности к оценочному суждению;
- воспитание способности к эмоционально-ценностному отношению;
- формирование положительных навыков поведения.
Виды практических задач, предлагаемых учащимся на том или ином этапе работы, должны быть разными, например:
- ответы на вопросы;
- обсуждение прочитанного (сказки, стихотворения, рассказы);
- работа с картами (отбор признаков по понятию, выбор понятия из приведенного ряда и т.д.);
- анализ ситуации, анализ содержания пословицы (поговорки, басни, притчи);
- групповая дискуссия;
- моделирование типичных ситуаций;
- этическая беседа;
- ролевая игра;
- беседа по картине (рассказу, сказке);
- задача по применению проективных методик и др.
Соответствующие задачи и упражнения организуются таким образом, чтобы необходимым условием их выполнения было применение учащимися соответствующих знаний. Упражнения должны ставить перед учениками определенные задачи, повторное решение которых способствовало бы не только закреплению конечного результата, адекватного поведения в той или иной ситуации, но и активизации мыслительных операций, которые необходимы для осуществления процесса анализа ситуации (события, явления, поступка, понятия и т.д.), определения отдельных ее элементов, установления определенных ассоциаций и их обобщения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)