Образец календарного и ежедневного плана воспитательной работы с детьми инвалидами
Структура и форма календарного и ежедневного плана воспитателя могут быть разными, главное, чтобы они были удобными для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена такая структура календарного и ежедневного плана.
Календарный и ежедневный план внеклассной воспитательной работы в группе воспитатель разрабатывает на основе соответствующей программы. Программа по воспитательной работе для 5-10 классов вспомогательной школы разработана по новой структуре, которая, подобно новым учебным программам, предусматривает рассмотрение не только предметного содержания воспитания, но и видов деятельности учащихся (соответствующих умений и навыков), направленных на его усвоение. В содержании программы также раскрывается направленность коррекционной работы, поскольку коррекционно-развивающая линия является непременной составляющей не только всех образовательных областей, но и процесса воспитания в целом, принципиально важным компонентом содержания специального образования.
Содержание программы раскрывается в восьми разделах, а именно:
- «Я» (развитие личности ребенка).
- «Я и семья» (воспитание личности ребенка как члена семьи).
- «Я и школа» (воспитание личности ребенка как ученика, члена школьного коллектива).
- «Я и окружающая среда» (развитие представлений о окружающей природе).
- «Я и социум» (воспитание личности ребенка как члена общества).
- «Я и Родина» (воспитание личности ребенка как гражданина государства).
- «Я и искусство» (воспитание ценностного отношения к искусству).
- «Я и труд» (воспитание ценностного отношения к труду)
Планируя свою работу с группой, воспитатель должен всячески способствовать расширению круга общения каждого из воспитанников; руководствоваться осознанием того, что коррекционно-воспитательный процесс не должен замыкаться в традиционной паре «воспитатель - воспитанник», а также в стенах школы. Его результативность во многом определяется тем, в какой степени ребенок вовлечен в социальные отношения, насколько широки его отношения с людьми; насколько успешно он входит в мир вещей и явлений окружающего мира; насколько успешно он усваивает социальный опыт, овладевает речь, предметные действия, привычки, разные формы поведения.
Рациональное построение системы воспитания детей возможно только при условии:
- правильного понимания структуры расстройства;
- своевременного изучения основных нарушений, а также всех отклонений, обусловленных первичным дефектом;
- учета возрастных особенностей младших школьников. При этом необходимо опираться на сильные стороны ребенка с целью осуществления компенсаторного развития.
В процессе воспитания применяются различные средства воздействия на личность ребенка. Однако главное из них - слово. У детей с особенностями развития, по сравнению с детьми, которые развиваются нормально, недоразвитой является побудительная и регулирующая функции внутренней речи. Поэтому они строят свое поведение преимущественно на подражании, под влиянием внешней речи.
Значительное количество учеников младших классов действительно способно к пониманию этических обобщений и осмыслению морального долга. Но в том-то и заключается обязанность педагога, чтобы развивать эти способности, а не сводить все к тому, чтобы ребенок выполнял только то, что ему сказано или показано. Упражнения, оторванные от работы по развитию самосознания, не усовершенствуют ребенка морально.
Вот почему с самого начала воспитания детей одновременно с другими методами необходимо широко применять убеждения. Через убеждение, можно влиять на сознание воспитанников, а через сознание - на их поведение, чувства, волю, характер.
Необходимо различать две стадии убеждения: разъяснения и внушения. При применении этих методов воспитатель должен соблюдать следующие требования:
- Направлять объяснения на формирование знания того, какое поведение они должны соблюдать (как они должны вести себя и почему именно так, а не иначе).
- Контролировать свои действия и поступки, которые всегда должны быть логичными и последовательными, хорошо понятными ученикам.
Как показывает опыт, непонимание школьниками самых обычных вещей достаточно часто вызвано не так сложностью понятий, как непонятностью объяснений. Существенно усложняет ситуацию несогласованность требований со стороны взрослых.
Для того, чтобы предотвратить нежелательные последствия, часто присущее детям некритическое отношение к негативным посторонним воздействиям, необходимо с самого начала развивать у них критическое мышление. Важно, чтобы уже с первых дней пребывания в школе ученики приучались действовать, уважая добро и правду, руководствуясь не корыстными целями или принципами, а - убеждениями в том, что только так и нужно поступать.
Целесообразность применения той или иной формы внушения (замечание, совет, просьба, требование, этическая беседа) зависит от:
- характера нарушения правила (нормы), его причин и обстоятельств;
- степени понимания учеником его последствий.
А эффективность указанных методов обусловлена умением педагога эмоционально пользоваться словом, дополняя свою речь выразительной мимикой лица, жестами. При этом на детей благоприятно влияет спокойный деловой тон, тихая речь, улыбка, ласковый взгляд.
Незаменимым средством наглядности в воспитании детей, обладающих конкретностью мышления, является пример, поступки и действия знакомых и авторитетных людей. Однако следует помнить, что положительное влияние примера на детей не возникает автоматически. Подражание должно быть целесообразно скорректированным, ведь дети с особенностями психофизического развития склонны подражать не только положительные, но и отрицательные поступки. И запреты в таких случаях малоэффективны. Главной задачей педагога является перестройка внутренней установки ребенка и переориентация с негативного в позитивное русло.
Корректируя поведение школьника, перерабатывая уже сформированные негативные стереотипы на положительные, работая над закреплением каждого положительного новообразования личности, педагоги нередко сталкиваются с ситуацией, когда под влиянием посторонних раздражителей происходит разрушение скомпенсированного поведения и возвращение прежней симптоматики. Вот почему воспитатель должен обладать арсеналом стимулирующих средств, с помощью которых он мог бы удерживать состояние скомпенсированного поведения (поступка, привычки) на уровне последнего достижения. Важнейшими и наиболее эффективными из них являются поощрение и наказание. Степень эффективности при применении данных методов зависит от соотношения между реальным уровнем воспитанности, самооценки детей и оценки воспитателей. Ведь у воспитанников, учитывая структуру расстройства каждого из них, а также имеющийся комплекс вторичных отклонений, реакция как на поощрение, так и на наказание, будет совершенно разной.
Во время проведения учебно-воспитательных занятий, в процессе которых формируются личностные качества, воспитатели должны придерживаться некоторых требований, а именно:
- на воспитательных занятиях необходимо логически продолжать работу, начатую на уроках;
- опираться на знания, полученные учащимися на уроках, углублять и распространять их, формируя и развивая на их основе устойчивые убеждения и соответствующие стереотипы, как отдельных действий, так и поведения в целом;
- планировать занятия в определенной системе, соблюдая принцип последовательности, преемственности, концентричности;
- учитывать первичные и вторичные расстройства каждого из учеников, возрастные и индивидуальные особенности, их интересы и желания.
Таким образом, применение различных форм и методов воспитания призвано формировать в личности когнитивные, нормативные и поведенческие нормы, включающие в себя выработку умений рассуждать, анализировать, задавать вопросы, искать собственные выводы, принимать участие в общественной жизни, защищать свои интересы, уважать интересы и права других, самореализовываться и т.д.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)