Личностные качества детей инвалидов и основные показатели их проявления
Доброта
- любовь, уважение и почтительное отношение к людям, своей семье;
- доброжелательность;
- щедрость, готовность поделиться с другими;
- готовность помогать;
- терпение.
Порядочность
- честность, правдивость, искренность, открытость;
- выполнение обещаний;
- признание собственных ошибок;
- уважение к интересам других;
- бережное отношение к собственному и чужому имуществу;
- совесть (способность к нравственному самоконтролю, самооценка собственных поступков и выявление нравственного самосознания личности);
- справедливость.
- внимательное, небезразличное, уважительное отношение к людям и их чувствам;
- сочувствие и сопереживание, реагирование на чужие радость и горе;
- забота об окружающих;
- взаимопонимание;
- заинтересованность, неравнодушное отношение к событиям жизни.
Ответственность
- добросовестное выполнение обязанностей;
- верность данному слову;
- сознательное отношение к любому делу;
- пунктуальность, обязательность;
- способность завершать начатое дело;
- дисциплинированность;
- чувство долга.
Человечность
- доброжелательность, уважение и доверие к людям;
- верность, честность в отношениях;
- внимательность и выдержка при общении;
- чистосердечность, душевность;
- общительность.
Трудолюбие
- любовь к труду;
- целеустремленность, настойчивость, внимательность;
- активность;
- умение работать в коллективе;
- умение организовать деятельность;
- исполнительность.
Достоинство
- способность к адекватной самооценке;
- уверенность в себе;
- уважение к себе и другим;
- выдержка, умение контролировать свои эмоции;
- толерантность, терпимость в отношениях с людьми;
Культура поведения
- скромность, простота в обращении;
- вежливость, учтивость, гостеприимство;
- умение общаться;
- соблюдение правил этикета (формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры, одежда);
Патриотизм
- любовь и преданность Родине;
- уважительное отношение к ее истории и культуре;
- бережное отношение к родной природе, родному краю;
- знание и выполнение законов государства (законопослушность);
- готовность защищать интересы Родины и своего народа;
- гордость за страну;
- интерес к политической жизни общества;
- мужество, смелость;
- решительность;
- оптимизм;
- интернациональные чувства;
- корректное отношение к людям другой нации.
Воспитанность человека можно оценивать по многим показателям:
- по внешнему виду;
- речи;
- манере поведения в целом и характерными отдельными поступками;
- по ценностным ориентациям;
- по отношению к деятельности любого вида;
- по стилю общения.
Выяснение уровня воспитанности учащихся происходит в процессе контроля личностного развития воспитанников, который обеспечивает обратную связь между педагогом и учениками, и осуществляется он в форме оценочных суждений и выводов. Однако проверить и оценить результаты воспитания значительно сложнее, чем в обучении. Для этого нужны длительные наблюдения за поведением учащихся в разных обстоятельствах и ситуациях. При этом объектами контроля и оценки должны быть: усвоение соответствующих нравственных понятий и сформированность черт личности, значимых для жизнедеятельности в обществе, готовность и способность действовать в соответствии с нормами морали.
Изучение уровня воспитанности учащихся является важным, учитывая то, что воспитательная деятельность должна не просто дать ребенку сумму соответствующих знаний, навыков и умений, а сформировать его жизненную компетентность как общую способность, которая базируется на сложившихся в ней навыках и привычках социального поведения, и которая гарантирует адаптацию к жизни, способность ориентироваться в ней, адекватно реагировать на явления, события, людей.
Выявление уровня воспитанности учащихся происходит в процессе контроля. Контроль личностного развития воспитанников обеспечивает обратную связь между педагогом-воспитателем и учениками и осуществляется в форме оценочных суждений и выводов.
Объектами контроля и оценки в процессе воспитания личностного развития и степени воспитанности учеников должны стать: усвоение соответствующих понятий и эмоционально-ценностных качеств личности, значимых для жизнедеятельности в обществе, готовность и способность действовать в соответствии с нормами морали.
Основными функциями оценки состояния воспитанности учащихся с особенностями психофизического развития являются:
- контролирующая, которая предусматривает определение уровня достижений отдельного ученика (группы, класса), выяснение уровня личностного развития, что позволяет педагогу проектировать задачи воспитания на каждом этапе развития ребенка, осуществляя личностный подход с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей каждого школьника, подбирая методы педагогического воспитательного воздействия в соответствии с возрастом;
- диагностико-корректирующая, которая обусловливает правильный учет и объективную оценку результатов воспитательных воздействий на школьников, получение полной картины психического и личностного развития ребенка, его побуждений, стремлений, намерений, желаний, интересов, отдельных поступков и поведения в целом, их мотивы; предполагает выяснение причин трудностей во взаимоотношениях и отклонений в индивидуальном поведении, внесение корректив в деятельность ученика и педагога, направленных на устранение осложнений; позволяет конкретизировать цели, тактику и стратегию воспитательной работы с коллективом, дифференцированно подойти к ученикам с разным уровнем воспитанности;
- мотивационная, которая определяет специальную организацию оценки состояния личностного развития учащихся, активизирует процесс овладения общественно заданными нормами, ориентирует ученика только на учебно-воспитательные достижения, «вычеркивая» с его сознания первичный недостаток и, вызванные им, социальные и психические заболевания;
- воспитательная, которая заключается в формировании и развитии комплекса соответствующих личностных качеств, умении применять приемы контроля и самоконтроля поведения.
При определении состояния воспитанности учащихся должны анализироваться:
- степень сформированности познавательного компонента становления моральных качеств (соответствующих знаний, взглядов, убеждений, идеалов);
- степень сформированности эмоционального компонента становления моральных качеств;
- степень сформированности поведенческого компонента становления моральных качеств (применение соответствующих знаний, навыков, умений в различных жизненных ситуациях, опыт самостоятельной деятельности).
Основными параметрами сформированности содержательного компонента могут служить полнота, адекватность, осознанность знаний; эмоционального компонента - характер отношения к нормам морали, его устойчивость и действенность; поведенческого - полнота и устойчивость применения знаний о нормах морали в поведении.
Оценка результатов воспитательной работы должна основываться на положительном принципе, что, прежде всего, предполагает учет уровня достижений и успехов ученика, а не степени его неудач.
Структура планов внеклассной воспитательной работы
Основными и наиболее распространенными в практике специальных общеобразовательных учебных заведений для умственно отсталых детей являются: календарный план воспитателя (в год) и ежедневный план работы с группой.
Календарный план, как правило, содержит довольно много основных пунктов:
- Психолого-педагогическая характеристика группы.
- Программа изучения личности ученика.
- Основные задачи воспитательной роботы.
- Работа с родителями.
- Социально-педагогический паспорт группы.
- Сведения о родителях.
- Советы родителям.
- Школьные правила.
- Режим дня.
- Выходные примерные требования для качественного выполнения домашнего задания.
- Памятка для учащихся при выполнении домашнего задания.
- Воспитательные меры по охране здоровья и физического развития детей. Предупреждение детского травматизма.
Собственно календарный план также входит в перечень указанных пунктов и состоит из перечня тематики воспитательных мероприятий с указанием даты их проведения.
Исследование процесса организации внеклассной воспитательной работы в специальных учебных заведениях позволило обосновать и обновить теоретическое содержание научно-методических основ воспитания умственно отсталых учащихся с учетом пересмотра и переосмысления основных позиций традиционного воспитательного процесса, в соответствии с современным этапом развития педагогики, олигофренопедагогики, специальной психологии. На основании обобщения результатов экспериментальных исследований, а также изучения опыта работы специальных учебных заведений, были выяснены:
- особенности организации и проведения внеклассной воспитательной работы;
- проблемы и условия оптимизации коррекционных функций содержания воспитания;
- выделены и конкретизированы основные требования к содержанию воспитательной работы и ее планированию.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)