Педагогическая диагностика детей с особыми потребностями
Успех воспитательной деятельности во многом зависит от правильного учета и объективной оценки ее результатов. Для того, чтобы поставить реальные воспитательные задачи, правильно спланировать и организовать процесс воспитания, нужно знать то, что уже достигнуто в области формирования и развития личности. Речь идет о педагогической диагностике, которую следует отличать от психологической и от научного исследования, хотя между ними есть много общего. Цель педагогической диагностики, направленной на изучение процесса обучения и воспитания - отслеживать результаты воспитания и корректировать его. Она важна как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет такие ее функции:
- контрольно-коррекционную (получение данных и корректировки процесса воспитания);
- прогностическую (предвидение изменений в развитии учащихся в будущем);
- воспитательную (осуществление воспитательного воздействия при диагностировании). Предметом анализа воспитателя являются, в основном, социально-нравственные качества учеников. Для того, чтобы оптимально спланировать внеклассную воспитательную работу, педагог должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании.
Наблюдения
Наиболее доступным и достаточно информативным является наблюдение. Во время наблюдения педагог может составить и описать отдельные факты, проявления деятельности, особенности общения, поведения школьников, в частности: мимику, пантомимику, речь и др.
Методика проведения наблюдения предусматривает:
- определение цели и объекта наблюдения: какие именно качества и особенности планируется изучать и с какой целью (одновременно их должно быть немного);
- планирование сроков наблюдения;
- определение времени и способа фиксации результатов.
Рекомендуется вести дневник наблюдений, где на каждого ученика отведено место для записей.
Наблюдение дает возможность видеть внешние проявления поведения. Данные о личностных качествах, ценности, отношения, мотивы деятельности школьников можно получить путем анкетирования и других опросных методов.
Анкетирование
Анкета - это опросник с системой вопросов, каждый из которых направлен на изучение предмета исследования. Вопросы должны быть короткими, простыми, точными, однозначными, понятными и эмоционально насыщенными. Их должно быть не очень много.
Процедура анкетирования предусматривает три этапа:
- Определение содержания анкеты. Это могут быть вопросы о жизненных фактах, интересах, мотивах, оценке, отношениях и тому подобное.
- Выбор типа вопросов. Вопросы могут быть открытые, закрытые и полузакрытые.
Открытые вопросы предполагают ответы испытуемого в свободной форме и разные по содержанию.
Закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа. Такие ответы очень легко обрабатываются количественно.
Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, одновременно исследуемому предоставляется возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.
- Определение количества и порядка вопросов в анкете.
Следует отметить, что не всегда метод анкетирования является целесообразным и доступным для использования в процессе изучения развития лиц с умственной отсталостью.
Беседа
В работе с умственно отсталыми детьми применение метода беседы имеет свои специфические особенности, обусловленные интеллектуальной недостаточностью и личностной незрелостью этих детей.
Составляя план беседы, необходимо ориентироваться на пониженные интеллектуальные возможности, ограниченные представления об окружающей среде, недоразвитие речи умственно отсталых детей. Поэтому вопросы должны быть конкретными, лаконичными, доступными. Нельзя ставить двойных вопросов (вроде «Где и когда ...?»), их надо разбивать на два отдельных. Отсутствие ответа не всегда означает, что ребенок не обладает соответствующей информацией. Чтобы убедиться в этом, стоит изменить форму вопроса или конкретизировать его. Учитывая недостаточную устойчивость внимания и плохую память ребенка, иногда стоит повторить вопрос.
В беседе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать также свойственные им замедленность познавательных процессов, а также высокую утомляемость. Беседа не должна содержать большого количества вопросов и быть изнурительной для ребенка. Поэтому, при необходимости, ее проводят в несколько этапов.
Социометрия
Социометрическое исследование дает возможность педагогу установить структуру желаемого общения учеников, тех отношений, которые он не может наблюдать.
Одни количественные показатели не раскрывают содержательную сторону личностных отношений. Поэтому необходима дальнейшая работа (наблюдения, беседы, сочинения), которая поможет выяснить, на какой основе строятся взаимоотношения в коллективе; являются ли наиболее популярные ученики действительно достойными уважения и симпатий одноклассников, о чем свидетельствует высокий коэффициент взаимности -об истинной сплоченности коллектива на основе позитивных целей или о тесном групповом контакте на основе негативных задач.
Для анализа данных можно предложить учащимся сочинение или беседу по следующему плану:
- Дружный ли у нас класс?
- Кого из учеников в классе любят больше всех? Почему?
- Кого из учеников нашего класса не любят товарищи? Почему?
- Любят тебя ученики класса или нет? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы все в нашем классе дружили?
Ответы каждого ученика могут дать материал для характеристики мотивов их отношений.
Планирование
Успех воспитания зависит от влияния многих жизненных факторов и условий, которые необходимо изучать и учитывать, планируя соответствующую работу в коллективе. А развитие самосознания рассматриваем не как приобретение личностью новых черт и характеристик, а как понимание себя как некоей целостности.
Организация воспитательного процесса в группе начинается с планирования соответствующей работы педагогом-воспитателем. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования дали основания для определения основных требований к планированию, среди которых можно выделить следующие:
- Четкость в определении общей цели и частных целей воспитания.
Целью воспитания в специальном образовательном учреждении для умственно отсталых детей является:
- формирование личности ребенка через открытие ему мира в его целостности и многообразии;
- социальное развитие личности, призванное способствовать ее вхождению в социум;
- формирование комплекса личностных качеств и черт характера, которые стали бы основой повседневных действий, поступков, поведения;
- формирование элементарных знаний, представлений, практических навыков и умений, которые гарантировали бы ребенку адаптацию к жизни, способность ориентироваться в ней, адекватно реагировать на явления, события и людей.
Общая цель воспитания реализуется путем определения и поэтапного достижения соответствующих целей, направленных на развитие познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы.
Существенным при этом является не только достижение сформированности у ребенка как субъекта воспитания тех или иных черт и характеристик, одобренных обществом в виде норм, ценностей, идеалов. Важно, чтобы они проявились в реальных действиях, поступках, и поведении. Иными словами, воспитание должно предусматривать целенаправленное воздействие на поведение школьника с целью выработки навыков и стереотипов поведения, которые принимаются в данном обществе. При этом воспитательные цели не должны отождествляться с содержанием или деятельностью педагога, а должны предусматривать ожидаемое развитие личности ученика на отдельных этапах обучения и воспитания.
- Конкретность и целеустремленность.
Содержание и формы внеклассной воспитательной работы должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач. Поэтому, в зависимости от намеченной цели на том или ином этапе, каждая форма работы будет иметь свою специфику использования.
- Ориентация на личность школьника.
В своей деятельности педагог-воспитатель должен опираться на программу воспитания с четко очерченным смыслом коррекционно-воспитательной работы. Ведь воспитание должно предусматривать формирование личности как поэтапного процесса.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)