Различные подходы к инклюзивному образованию
Индивидуальный подход в воспитании
Воспитательному процессу специального заведения присуще осуществление индивидуального подхода к учащимся. Такой подход предполагает, прежде всего, изучение взаимоотношений между личностью и коллективом, выяснение той позиции, которую занимает воспитанник по отношению к другим членам коллектива. Педагог должен учитывать уровень развития речи и уровень развития личности (отношение к себе, к другим, к труду, к своим обязанностям). Используя все доступные средства общения, он должен обеспечить такое отношение коллектива к каждому из его членов, при котором лучше преодолеваются отклонения, обусловленные имеющимся расстройством у каждого. Таким образом, индивидуальный подход всегда предполагает работу с коллективом, в котором находится ребенок.
Необходимым условием правильной организации воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении является учет своеобразия психического развития учащихся на каждом из возрастных этапов. В то же время, это не означает пассивного приспособления методов и форм воспитательной работы к имеющимся у школьника, на данный момент, возможностям.
Чтобы управлять процессом становления личности ученика, целенаправленно проектировать эту личность, воспитание должно идти впереди психического развития, вести его за собой.
Дифференцированный подход в воспитании
Воспитательный процесс в специальных школах-интернатах строится также на основе принципа дифференцированного подхода к учащимся. Такой подход ориентируется на учет познавательных возможностей и личностных характеристик воспитанников, их типологических различий по определенным показателям. Воспитательное воздействие на такие группы школьников осуществляется в разном темпе и на разном уровне сложности нравственных понятий, которые усваиваются ими. Таким образом, специфическим в решении воспитательных задач в условиях специального образовательного учреждения является дифференцированность в уровне тех или иных задач по различным категориям учащихся, при общей идейной направленности этой работы.
Коррекционно-воспитательная работа в специальных образовательных учреждениях должна предусматривать не только формирование у учащихся определенных черт, одобренных обществом в виде норм, ценностей, идеалов. Важно, чтобы они проявились в реальных действиях, поступках школьников, в их поведении.
Отечественная коррекционная педагогика исходит из оптимистического взгляда на возможность всестороннего развития детей. Практика подтверждает правильность такого подхода. Особенно заметными результаты являются тогда, когда этот оптимистический взгляд и вера в собственные возможности воспитываются в самих детях. В то же время, провозглашается необходимость сочетать требовательность с уважением к слабым сторонам ребенка, не допуская при этом скидки на дефект, не позволяя малейших отступлений от правил и требований коллектива.
С последующим развитием ребенка, требования к нему повышаются. Итак, воспитательный процесс должен осуществляться не путем снижения требований и приспособления к расстройству, а путем последовательного развития ребенка, его систематического обучения.
Все содержание воспитательной работы в специальных учебных заведениях заключается в заботе о надлежащей подготовке своих воспитанников к жизни. Особенно важно морально закалить учеников. А это, в свою очередь, достигается обеспечением тесной связи школьного воспитания с жизнью.
Итак, в процессе воспитания приходится иметь дело с личностью, с ее формированием. Понимание личности ребенка связано с необходимостью выяснения его отношения к труду, к обществу и общественным событиям, к учению, к образованию, к себе (своим возможностям), к членам своего коллектива (к своему труду в коллективе). Отсюда возникает необходимость детального и повседневного изучения личности, определения наиболее эффективных приемов воспитания определенных групп детей и каждого из них в отдельности.
Основные требования к планированию внеклассной воспитательной работы в группе
Деятельность воспитателя вспомогательной школы - это непрерывный процесс решения педагогических задач, стоящих перед ним в виде разных педагогических ситуаций, и который можно представить в виде определенного комплекса действий.
- Изучение учащихся и коллектива класса с целью получения медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).
- Формулирование воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп учащихся класса, типичных для определенного периода обучения и индивидуальных.
- Планирование воспитательной работы: составление плана (оперативного документа для работы с учащимися, учителями, родителями).
- Организация и проведение внеклассной работы в соответствии с поставленными задачами и планом.
- Анализ и оценка результатов воспитания, которые проявляются в уровне воспитанности учащихся.
Данный цикл, от диагностики к оценке результатов, может быть представлен четырьмя этапами: диагностика, планирование, реализация плана, анализ результатов. К сожалению, нередко на практике проведение внеклассной воспитательной работы остается формальным, сводится к режимным моментам и мероприятиям, без достаточного осознания воспитателями целей, содержания, средств и планирования результатов. Поэтому, несмотря на наличие планов, процесс воспитания осуществляется достаточно стихийно и малоэффективно, к тому же без достаточной реализации коррекционного потенциала. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо осознать технологический цикл работы с группой и технологию работы с отдельными учениками, детально его изучить и овладеть на практике.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)