Осуществление диагностической коррекционной, консультативной и профилактической работы
Главными задачами практического психолога школы является осуществление диагностической (изучение особенностей познавательного и личностного развития учащихся, состояния сформированности коллектива и т.п.), коррекционной, консультативной и профилактической работы. Специфика работы в специальном учебном заведении для умственно отсталых детей обусловлена, в первую очередь, распределением коррекционной функции с педагогом. В коррекции психофизического развития нуждаются все воспитанники заведений этого типа. Эта задача реализуется педагогическим коллективом, благодаря специально организованной коррекционно-воспитательной работе. Педагоги-воспитатели, вместе со школьным психологом должны сосредоточить свои совместные усилия на решении проблем, присущих школьникам:
- это расстройство внимания;
- проблемы общения;
- нарушение эмоциональной сферы;
- неадекватная самооценка;
- комплекс неполноценности и др.
Ведь дети с нарушениями интеллекта, обучающиеся в одном классе, отличаются между собой по возрасту, структуре дефекта, клиническим диагнозом, умственными возможностями, готовностью к усвоению знаний, уровнем сформированности навыков самообслуживания и т.д. У каждого ребенка своя история развития. Очевидно, для того, чтобы организовать сотрудничество с каждым членом воспитательной группы, воспитателю необходимо, совместно со школьным психологом, постоянно изучать не только каждого из учеников отдельно, но и ученический коллектив в целом.
Особенно важное значение имеет накопление сведений о воспитанниках путем педагогического наблюдения за их поведением, эмоциональными реакциями в различных ситуациях, в том числе во время психолого-педагогического обследования, во время бесед, выполнения поручений, общения и т.д. Достаточно часто психодиагностическая информация, полученная путем наблюдения в процессе экспериментального исследования, может превышать значение результатов тестирования. Разносторонняя психодиагностическая информация о воспитанниках дает основания для составления объективной характеристики каждого ученика и коллектива группы. Это позволяет находить наиболее оптимальные, эффективные пути осуществления педагогических воспитательных воздействий, прогнозировать успехи и неудачи, проектировать психологический климат в классном коллективе, предусматривать случаи психологической несовместимости, или, наоборот, сплоченности коллектива, определять направления и средства коррекции, особенности индивидуального подхода. Необходимо также определение содержания коррекционно-воспитательной работы с коллективом воспитанников, а также четкое определение функций педагога и психолога. В частности, выясняется, какие именно дети нуждаются в специальной помощи психолога. Это, как правило, учащиеся с выразительными проблемами в поведении, с грубыми нарушениями отдельных познавательных функций, с трудностью процесса адаптации в социально-педагогической среде, которые препятствуют полноценному вовлечению детей в учебно-воспитательную деятельность.
Одной из главных задач совместной деятельности воспитателя и психолога должна стать реализация индивидуального подхода в воспитании умственно отсталых детей, который, в частности, заключается в выборе необходимых методов и приемов воспитания, в учете индивидуально-психологических особенностей и некоторых качеств личности, в опоре на сильные стороны ребенка.
Кроме изучения индивидуальных особенностей личности конкретных учеников и осуществления индивидуального подхода, психолог совместно с воспитателем должен работать над проблемой изучения, развития и формирования коллектива. Поэтому основными направлениями деятельности должны стать:
- формирование сплоченности коллектива группы (класса);
- развитие положительного отношения друг к другу;
- преодоление агрессивности;
- формирование эмпатийного отношения к другим;
- содействие самопознанию и ознакомлению с внутренним миром одноклассников.
Особого внимания в деятельности школьного психолога требует предоставление педагогу-воспитателю практической и консультативной помощи в работе, направленной на предупреждение и устранение конфликтов в отношениях воспитанников с товарищами, педагогами, родителями. Ведь в школьной практике встречаются случаи, когда безапелляционность и категоричность требований педагогов (родителей), их несоответствие возможностям школьников, унижение учащихся и т.д. провоцируют конфликтные ситуации. И только совместными усилиями педагога и психолога можно обнаружить проблемы, которые становятся причиной таких конфликтов и которые мешают учебно-воспитательному процессу; переструктурировать и оптимизировать деятельность педагогов, стратегию их поведения в сложных ситуациях. Вот почему педагоги во внеклассной воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками должны руководствоваться необходимостью применения психологических приемов бесконфликтного общения и овладевать навыками саморегуляции в сложных, конфликтных ситуациях. Они должны уметь избавляться от личностной конфликтности и конфликтных форм и стереотипов поведения; владеть навыками правильного (адекватного, конструктивного) поведения в сложной ситуации; уметь опережать деструктивные последствия поведения.
Психолог советует:
- Эмоциональное возбуждение учеников преодолевайте проявлением противоположной реакции. Старайтесь переключить внимание ученика из объекта раздражения на любимое занятие.
- В любом случае проявляйте уважение к личности воспитанника, считайтесь с его мнением.
- Будьте равноправным участником совместной деятельности, вместе с воспитанниками выполняйте задания и участвуйте в играх (дети будут брать с вас пример, последуют образцы произвольного поведения).
- Воспитательные занятия разнообразьте приемами, которые побуждают учеников быть активными, обеспечивают обратную связь.
- Сплачивайте коллектив учащихся, создавайте условия для формирования дружеских отношений в процессе выполнения совместных дел, игр, занятий.
- Планируйте воспитательную работу так, чтобы все воспитанники были вовлечены в деятельность, которая часто меняет друг друга, потому что лучший отдых - это смена деятельности.
- Привлекайте учащихся к творчеству, а значит - самостоятельности, предлагайте им задачи с элементами креативности.
- Обязательно объясняйте ученикам цель каждого вида деятельности и старайтесь, чтобы они видели ее результаты. Это будет способствовать появлению мотива к новой деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)