Достижение результативности процесса понимания
Для эффективной организации воспитательного процесса необходимо, чтобы процесс понимания воспитанников воспитателем в целом был результативным. Поэтому педагог должен обладать такими качествами:
- способностью воспринимать и адекватно интерпретировать поведение ребенка в каждый момент его деятельности и общения, фиксировать изменения в чувствах и поступках, определять причины, которые привели к этим изменениям;
- умением выявлять и сравнивать характер изменений, которые наступают в вербальном и невербальном поведении воспитанников, делать правильные выводы;
- умением избегать субъективного объяснения и оценки поведения воспитанников;
- способностью вовремя принимать и правильно оценивать эмоциональное состояние ребенка через экспрессивные моменты общения (мимика, поза, жесты и движения, интонация и темп речи).
Указанные направления деятельности воспитателя, безусловно, не исчерпывают того широкого круга задач, которые необходимо решать ежедневно, в то же время, все они должны составлять четко продуманную систему коррекционных воздействий на учащихся, рассчитанную на длительное время, и такую, которая способствовала бы формированию личности школьника в целом. Существенным при этом является соблюдение единства и согласованности педагогических воздействий на воспитанника со стороны всех субъектов воспитания, а также соблюдение последовательности в коррекционно-воспитательной работе.
Школьные годы являются чрезвычайно важным звеном процесса социализации растущей личности. Ведь школьная среда, как сложно организованная система, позволяет решать не только учебные, но и ряд социально-психологических задач:
- привлечение детей к системе определенных норм и ценностей;
- формирование у них соответствующих навыков и умений;
- развитие и приумножение контактов с другими людьми в условиях совместной деятельности;
- обогащение общественным опытом и т.д.
В то же время, аномальный характер психофизического развития вносит значительное своеобразие в процесс становления умственно отсталого ребенка как личности, а негативные социальные последствия дефекта являются значительным препятствием на пути его полноценной социализации.
Исследование особенностей коррекционно-воспитательного процесса в специальных учебных заведениях для умственно отсталых детей, проводилось на протяжении нескольких лет, что позволило выделить ряд достаточно существенных проблем современной специальной школы-интерната.
Обращает на себя внимание не всегда умелая организация педагогами способов собственного поведения и деятельности, поведения учащихся и разнообразного воздействия на них. Достаточно часто непродуктивность деятельности воспитателя объясняется неумением:
- анализировать актуальное психологическое состояние как коллектива в целом, так и каждого ученика в отдельности;
- оценивать результаты воспитательных воздействий на школьников с учетом параметров их психического развития;
- применять специальные приемы анализа конфликтных или спорных ситуаций и поступков школьников, и, соответственно, методически правильно применять средства воспитательного воздействия.
В то же время, современные исследователи в области коррекционной педагогики, определяя чрезвычайную актуальность проблемы психопрофилактики и предупреждения конфликтов во вспомогательных школах, также связывают это не только со сложностью решения уже развернутых конфликтов умственно отсталых школьников, но и недостаточной психологической компетентностью педагогов. Поэтому педагоги-воспитатели нуждаются в помощи школьной психологической службы как необходимого компонента системы специального образования, которая сейчас находится на стадии становления, о чем свидетельствует школьная практика. Введение психологической службы в системе специального образования стало масштабным, но в некоторой степени, стихийным явлением, а собственно школьная психология до сих пор рассматривается в большинстве современных отечественных подходов как приложение теоретических и методических научных достижений психологии к педагогической практике.
Таким образом, на сегодняшний день в специальной школе создалась довольно спорная ситуация. С одной стороны, целью воспитательного процесса (а значит и задачей педагога-воспитателя) является:
- формирование личности ребенка, его социальное развитие, призванное обеспечить вхождение в широкий мир;
- формирование комплекса личностных качеств и черт характера, которые стали бы основой повседневных действий, поступков, поведения;
- формирование необходимых знаний, представлений, практических навыков и умений, которые гарантировали бы ребенку адаптацию к жизни, способность ориентироваться в окружающей среде, адекватно реагировать на явления, события, людей и т.д.
Вместе с тем, цель работы школьного психолога заключается в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления собственным внутренним миром и системой отношений с внешним миром.
С другой стороны, изучение практики работы специальных учреждений образования для умственно отсталых детей свидетельствует:
- об укоренившемся взгляде на вопросы воспитательной работы, как на планирование воспитательных мероприятий, а не процесс формирования личности ученика;
- о преобразовании воспитательных мероприятий в самоцель деятельности воспитателя, что в свою очередь, приводит к деформации как содержания, так и последовательности воспитательных действий, приводит к изменению критериев контроля процесса воспитания и оценки его эффективности;
- о преобладании субъект-объектных отношений в воспитательной деятельности;
- о закреплении в отношениях воспитателя и воспитанника стереотипов руководства.
Практическая работа педагогов и психолога осуществляется преимущественно параллельно; каждый из них воплощает свой подход к ребенку. А недостаточность знаний педагогов об основных функциях школьного психолога приводит к тому, что проблемные вопросы и конфликтные ситуации они пытаются решить самостоятельно, к тому же, не всегда успешно. Отсутствие системного психологического воздействия на учащихся приводит к неадекватному восприятию некоторыми из них функций и задач деятельности психолога. У одних консультации психолога вызывают страх, у других - протест. Ученики, психологическое сопровождение которых осуществлялось с первого класса, на занятиях у психолога пассивные, испытывают значительные трудности при выполнении интерактивных упражнений, заданий с применением коммуникативных техник. Им трудно действовать в ситуациях ролевых игр, психогимнастики, психодрамы и тому подобное.
В специальных школах давно и надежно сформирована система комплексного медико-педагогического подхода к диагностической, учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей работе. Взаимодействие учителя, воспитателя и врача - хорошо отработанный, проверенный временем механизм. Организация же психологической службы требует от психолога дальнейшего развития и совершенствования системы работы, ситуации, а главное - четкого определения, с одной стороны, задач каждого специалиста, работающего с детьми, с другой - тех сфер взаимодействия, которые определяют эффективность работы всего заведения в достижении главной цели: подготовки ребенка к самостоятельной жизни и успешной интеграции в общество. Поэтому, важной задачей специального образовательного учреждения для умственно отсталых детей, на сегодняшний день является налаживание тесного взаимодействия таких важных субъектов коррекционно-воспитательного процесса как педагог-воспитатель и школьный психолог.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)