Сочетание работы по формированию социально ценных личностных качеств с коррекционной работой
Работа по формированию личностных качеств умственно отсталого школьника должна сочетаться с чисто коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков характера и поведения, которые возникают в результате несовершенного и неполноценного жизненного опыта. Коррекционные усилия должны быть направлены на преодоление разрыва:
- в развитии сознания, поведения, характера и чувств у школьников;
- между словом и делом;
- между намерениями, желаниями и фактическими поступками;
- между умом и эмоциональными проявлениями.
Нравственное поведение, мировоззрение формируются из-за влияния на чувственный опыт и эмоциональную сферу путем максимального привлечения каждого воспитанника в практическую деятельность детского коллектива. Поскольку нравственное поведение в воспитании детей с психофизическими ограничениями на всех возрастных этапах общения учащихся между собой и с другими людьми является самым доступным и самым важным источником обогащения этического опыта.
При этом нельзя ограничиваться организацией и фиксацией только внешних воздействий на личность. Необходимо контролировать процесс восприятия личностью различных впечатлений, реагирования, оценки и присвоения их; соответственно направлять, добиваясь обратной деятельности воспитанников, стимулируя их общение с другими людьми.
Ориентация коррекционно-воспитательной работы на преодоление социальных и психологических последствий расстройства
Отклонения в развитии приводят к нарушениям связи ребенка с социумом, к невозможности овладеть социальным опытом, который ребенок с нормальным развитием приобретает без специально созданных условий. Преодолеть так называемый «социальный вывих», который является главной причиной детской аномальности, можно только в условиях специально организованного обучения и воспитания, направляя педагогическое воздействие именно на вторичные отклонения, поскольку они в значительной степени поддаются коррекции. Следовательно, в процессе коррекционно-воспитательной работы, педагог должен направлять внимание не столько на специфику расстройств в развитии того или иного ученика, сколько на преодоление социальных и психологических последствий расстройства.
Учет специфики процесса обучения и воспитания детей с умственной отсталостью
В процессе воспитания внимание педагога должно быть направлено на реализацию основных принципов обучения:
- необходимость органического сочетания коррекционного обучения и воспитания;
- содействие оптимальному усвоению знаний и развитие познавательных возможностей учащихся;
- соответствие требованиям, предъявляемым к ним, их психофизическим возможностям.
Непременным условием организации внеклассной воспитательной работы должен стать учет специфики процесса обучения и воспитания детей с умственными недостатками:
- медлительность процесса обучения;
- необходимость более простого изложения учебного материала;
- повторяемость в обучении;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- предметно-наглядный и практический характер обучения;
- опора на более развитые способности ребенка и преодоление общей недостаточности его интеллектуальной сферы;
- специальная организация всех видов деятельности учащихся;
- руководящая роль педагога в учебно-воспитательном процессе.
Учитывая это, на каждом этапе развития ребенка должны ставиться такие задачи, которые доступны ученикам, и в то же время, требуют от них мобилизации всех потенциальных возможностей.
Определение основным объектом процесса воспитания формирования социального поведения школьника
В процессе воспитания важно обеспечить не только усвоение ребенком социального опыта, но и превращение его в собственные ценности, установки, ориентации, ведь известно, что личность возникает лишь тогда, когда внешние требования, предъявляемые человеку, становятся внутренними требованиями самого субъекта - основой его инициативного поведения, как результата преимущественно осознанных действий. И чрезвычайно важным при этом является то, что момент преобразования социального опыта предполагает не просто его пассивное принятие, но и активность индивида в применении такого опыта.
Поэтому содержание воспитательной работы должно предусматривать целенаправленное воздействие на поведение ребенка с целью выработки у него навыков и привычек социального поведения. Ведь усвоение учащимися определенных поведенческих навыков еще не обеспечивает правильного поведения. И основная причина заключается в том, что приобретенные знания и сформированные навыки не подкреплены привычкой. Поэтому необходимо создавать условия, максимально способствующие формированию полезных привычек и ослаблению, сведению к минимуму вредных; развитию самооценки и самоконтроля ученика для того, чтобы он сам, без посторонних напоминаний придерживался позитивных и преодолевал (по возможности) негативные привычки. Создание необходимых условий для осуществления детьми положительных поступков, обеспечение формирования у них соответствующих устойчивых привычек в различных видах деятельности, будет способствовать образованию положительных черт характера.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)