Направления общего воспитания
«Я и семья» (воспитание личности ребенка как члена семьи) - воспитание будущего семьянина, члена семьи, который усваивает традиции историю рода, положительный опыт жизни семьи. Формирование семейно-трудовой культуры, представлений об этике семейных отношений.
«Я и школа» (воспитание личности ребенка как ученика, члена школьного коллектива) - воспитание члена детского коллектива, который изучает традиции, стиль жизни, историю школы, усваивает культуру умственного труда, речевого общения, межличностных отношений, поведения в классе, школе, обществе.
«Я и окружающая среда» (развитие представлений об окружающей среде, природе) - ознакомление учащихся с окружающим миром (природой, обществом, социально-пространственной системой), с духовной культурой окружающей среды.
«Я и социум» (воспитание личности ребенка как члена общества) - усвоение общественного опыта, познание мира человеческих взаимоотношений. Формирование потребности в общении, овладение основными средствами общения, повышение уровня коммуникативности учащихся, воспитание культуры общения, усвоение ими норм и правил поведения в коллективе, формирование навыков и привычек социального поведения, ответственности за свои действия и поступки, становление самостоятельных форм деятельности.
«Я и Родина» (воспитание личности ребенка как гражданина государства) - воспитание патриота, гражданина своей Родины, который знает и выполняет ее законы, понимает взаимную ответственность личности и общества.
«Я и искусство» (воспитание ценностного отношения к искусству) - формирование широкого спектра эстетических чувств, действий и поступков, связанных с искусством.
«Я и труд» (воспитание ценностного отношения к труду) – воспитание осознания социальной значимости труда, развитой потребности в трудовой активности, формирования трудолюбия как базового качества личности; морально-психологическая подготовка учащихся к будущей трудовой деятельности.
Согласно с обозначенными выше задачами, педагог-воспитатель в своей работе с группой школьников должен руководствоваться следующими требованиями.
Четкое определение общей цели и частных целей воспитания
Одним из важнейших требований является четкое определение общей цели и частных целей воспитания. Целью воспитания, определенной на сегодняшний день в нашем обществе, является формирование морально-духовной жизненно компетентной личности, которая успешно реализуется в социуме как гражданин, семьянин, профессионал. Воспитательная цель является общей для всех звеньев системы воспитания и является критерием эффективности воспитательного процесса.
Конкретизируя общую цель воспитания в отношении детей с умственной отсталостью, можно отметить, что целью воспитания является:
- формирование личности ребенка, открывая ему мир в его целостности и разнообразии;
- социальное развитие личности, призванное способствовать ее вхождению в социум;
- формирование комплекса личностных качеств и черт характера, которые стали бы основой повседневных действий, поступков, поведения;
- формирование элементарных знаний, представлений, практических навыков и умений, которые гарантировали бы ребенку адаптацию к жизни, способность ориентироваться в ней, адекватно реагировать на явления, события и людей.
Общей цели воспитания подчиняется система частных целей воспитательного процесса, направленного на проектирование соответствующей деятельности школьников на каждом возрастном этапе. Таковыми являются:
- цели, направленные на развитие познавательной (когнитивной) сферы личности (формирование сознания личности, мировоззрения, на основе усвоения разносторонних знаний, а также - соответствующих взглядов, идеалов, убеждений);
- цели, направленные на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, а именно: формирование эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия до усвоения ценностных ориентаций и отношений; формирование интересов, переживания соответствующих чувств, формирование отношений, осознание и выявление их в практической деятельности;
- цели, направленные на формирование исполнительской деятельности (формирование, на основе развития волевой сферы, умения и способности осуществлять процессы саморегуляции).
Учет целостного характера личности
Существенным требованием к содержанию воспитательной работы является необходимость учета целостного характера личности, которая формируется, что обусловливает необходимость одинаково интенсивного воздействия на все ее стороны. Соответственно, можно определить такие составные части воспитательного процесса, как:
- формирование у учащихся нравственных знаний, убеждений, мировоззрения;
- нравственных чувств;
- положительных черт характера и воли;
- навыков и привычек поведения.
Содержание воспитания должно предусматривать комплексный подход к ребенку с нарушениями интеллектуального развития, в равной степени обеспечивая формирование и развитие его интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер.
Последовательное соблюдение целостного подхода в процессе воспитания учащихся приобретает не только общепедагогического, но и коррекционного значения, поскольку способствует коррекции присущих им нарушений связи сознания, чувств, поведения с морально-волевой сферой.
Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе должна предусматривать не только формирование у учащихся определенных черт, одобренных обществом в виде норм, ценностей, идеалов. Важно, чтобы они проявились в реальных действиях, поступках школьников, в их поведении.
Соблюдение педагогом партнерской стратегии социального взаимодействия
Важной предпосылкой формирования личности школьника считается соблюдение педагогом-воспитателем партнерской стратегии социального взаимодействия, основанной на принципах равенства и партнерства. Когда же в школе доминирует так называемая «директивная педагогика», которая рассматривает воспитательное воздействие по схеме «Требование - восприятие - действие», поведение школьника, организованное с помощью авторитарных требований, не имеет положительной мотивации. Ученик в своих поступках симулирует действия по убеждению и постепенно привыкает к приспособленчеству.
Учет специфики процессов нравственного развития ребенка позволяет избежать таких ошибок. Формируя нравственное поведение школьников, педагог должен создать условия, при которых возникает естественная необходимость принимать решения самими учащимися. Привычка принимать самостоятельные решения развивает внутреннюю потребность нравственного поведения без принуждения извне.
Оценка поведения на основе анализа его мотивов стимулирует школьника к обдуманным действиям. А способность рассуждать, прежде чем действовать, побуждает его к своеобразному самоанализу. Такая работа личности над собой создает основу для осознанного поведения при любых жизненных обстоятельствах.
Слово, безусловно, имеет большую воспитательную силу. Однако, необходимо учитывать и то, что для умственно отсталого ребенка, особенно младшего школьного возраста, восприятие словесных обобщений представляет значительные трудности. Вот почему, в процессе применения словесно-логических упражнений, с целью формирования словесных обобщений, нужно обязательно обеспечивать их предметную соотнесенность. Поэтому на первый план выступают формы работы, которые стимулируют:
- общение;
- воспитание положительным примером;
- приучение детей придерживаться нравственных требований, касающихся их повседневного поведения и отношений с другими детьми;
- привлечение школьников в совместную сюжетно-ролевую игру и деятельность, выполняя которую, он должен будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других участников;
- коррекцию поведения учащихся, отношений их между собой.
В основе содержания воспитательной работы во вспомогательной школе должны лежать ведущие принципы:
- обогащение личного опыта нравственного поведения ученика как базы для этических обобщений;
- специальная организация и коррекция практических действий учащихся, их переживаний;
- формирование межличностных отношений и отношений внутри коллектива;
- преодоление замкнутости воспитательного процесса внутри школы и обеспечение его тесной связи с жизнью, путем привлечения школьников в социальные отношения людей, которые их окружают, к непосредственному участию в совместной жизни.
Коррекционно-воспитательный процесс не должен замыкаться в традиционной паре «воспитатель - воспитанник», а также в стенах школы. Его результативность во многом определяется тем, в какой степени ребенок вовлечен в социальные отношения, насколько широки его отношения с людьми; насколько успешно он входит в мир вещей и явлений окружающего мира; насколько успешно он усваивает социальный опыт, овладевает речь, предметные действия, привычки, разные формы поведения.
Вот почему, рассматривая воспитание как главную, внутреннюю сущность образования, считается, что оно должно обеспечить систематическое и целенаправленное влияние на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка, с целью всестороннего развития его личности, подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)