Общие требования к содержанию внеклассной воспитательной работы в группе
В олигофренопедагогике всегда большое внимание уделялось различным аспектам воспитания умственно отсталых детей, в практике работы вспомогательных школ накоплен немалый опыт организации внеклассной воспитательной работы. Однако современные изменения в обществе привели к пересмотру некоторых воспитательных идеалов; вызвали необходимость совершенствования системы специального образования, связанного с пониманием важности личностного развития детей с особенностями психофизического развития, их социализации и интеграции в социум; стимулировали ученых и практиков к поиску новых путей в воспитании.
Воспитание является одной из необходимых составляющих процесса социализации человека и предусматривает обеспечение организационных, материальных и духовных условий для развития человека. Воспитание - это многофакторный процесс, длящийся всю жизнь и в котором ребенок является не только объектом, но и субъектом воспитания. Это деятельность, направленная в будущее, которая в значительной степени зависит от организаторских способностей воспитателя.
Требования современной жизни общества и соответствующее обновление содержания образования в массовой общеобразовательной школе, закрепление новых концептуальных подходов к специальному образованию, в частности, уточнение стратегии и тактики инновационных педагогических процессов, современное научное понимание проблемы социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, привели к необходимости существенного обновления содержания воспитательной работы в специальных учебных заведениях для данной категории детей.
Воспитание, которое составляет главную, внутреннюю сущность и обучения, и образования в целом, остается на сегодняшний день предметом особого внимания, ведь именно оно обеспечивает общее развитие личности, на базе которого формируется индивидуальность. Основные ориентиры воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений определяют воспитание как процесс, который осуществляется для идентификации воспитанника с системой общекультурных и национальных ценностей (ценностное отношение личности к обществу и государству, к людям, к природе, к искусству, к труду, к себе). Современное содержание воспитания - это научно обоснованная система общекультурных и национальных ценностей и соответствующая совокупность социально значимых качеств личности, характеризующих его отношение к обществу и государству, другим людям, природе, искусству, самому себе. Поэтому в процессе воспитания умственно отсталых школьников следует соблюдать требования учета особенностей установок, регулирующих общую направленность социального поведения личности:
- необходимо корректировать общую направленность интересов учащихся и формировать у них систему ценностных ориентаций, как продукт воздействия общих социальных условий;
- вырабатывать у школьников систему обобщенных социальных установок на социальные объекты и ситуации;
- формировать систему ситуативных социальных установок, как готовность к оценке и действию в конкретных условиях деятельности (на микросоциальном уровне).
При разработке содержания воспитательной работы акцент делается на:
- понимание личности умственно отсталого ребенка с учетом закономерностей его психического развития;
- необходимость изучения степени коррекционного воздействия на развитие ребенка в зависимости от характера, времени возникновения нарушения и глубины поражения в условиях специальной организации воспитательного пространства;
- целесообразность проектирования отдаленных целей и результатов воспитания и развития с соответствующим содержательным, технологическим и материальным обеспечением.
Основными концептуальными подходами к разработке содержания воспитательной работы в специальных учебных заведениях для умственно отсталых детей были определены следующие:
- разработка содержания воспитания на принципах гуманизма, человечности, признания ценности человеческой личности, усиления внимания к внутреннему миру ребенка, содействия развитию и реализации его способностей, физических и моральных качеств;
- понимание гуманизации образования как постепенного перехода школы от информационной к деятельностной модели обучения;
- усиление внимания к внутреннему миру ребенка, создание благоприятных условий для преодоления вторичных нарушений, развития способностей, физических и нравственных качеств;
- соотнесение содержания воспитания с современными целями обучения и воспитания, учет реальных возможностей ребенка с целью достижения соответствующего уровня его воспитанности;
- направление коррекционно-воспитательного процесса на активизацию внутренней деятельности школьника относительно адекватного восприятия окружающего мира и собственного «Я»; относительно создания оптимальной системы отношений и общения с окружающими; относительно адаптивности и поведения.
На основании обобщения результатов экспериментальных исследований были выяснены особенности организации и проведения внеклассной воспитательной работы в специальных учебных заведениях, проблемы и условия оптимизации коррекционных функций содержания воспитания, определены и конкретизированы основные требования к содержанию внеклассной воспитательной работы в 5-10 классах, разработаны соответствующие программы.
Программы разработаны по новой структуре, которая, подобно новым учебным программам, предусматривает определение не только предметного содержания воспитания, но и видов деятельности учащихся (соответствующих умений и навыков), направленных на его усвоение. В содержании программы также раскрывается направленность коррекционной работы, поскольку коррекционно-развивающая линия является непременной составляющей не только всех образовательных областей, но и процесса воспитания в целом, принципиально важным компонентом содержания специального образования.
Процесс воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью требует сочетания упорной работы по формированию у них социально ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, исправлением тех недостатков их характера и поведения, которые возникают в результате несовершенного, неполноценного жизненного опыта. При этом нельзя ограничиваться организацией и фиксацией только внешних воздействий на личность. Необходимо контролировать процесс восприятия личностью различных впечатлений, реагирования, оценки; соответственно направлять, добиваясь обратной деятельности воспитанников, стимулируя их общение с другими людьми.
И основная причина заключается в том, что приобретенные знания и сформированные навыки не подкреплены привычкой. Поэтому содержанием программы предполагается направить деятельность педагога на:
- создание условий, которые максимально способствовали бы формированию полезных привычек и ослаблению, сведению к минимуму вредных;
- развитие самооценки и самоконтроля ученика для того, чтобы он сам, без посторонних напоминаний придерживался положительных и преодолевал (по возможности) негативные привычки.
Создание необходимых условий для осуществления детьми положительных поступков, обеспечения формирования у них соответствующих устойчивых привычек в различных видах деятельности, будет способствовать образованию позитивных черт характера, что, в свою очередь, будет обусловливать соответствующий способ их поведения.
Важным регулятором поведения личности является ее «Я-концепция», соответствие образов «Я-реального» и «Я-идеального». Поэтому особое внимание в программе уделяется формированию и развитию трех компонентов «Я-образа» у школьников данной возрастной группы. Содержанием предусмотрено:
- формирование у школьников представлений о себе, соответствующего отношения к себе и достижения определенного уровня самоуважения, - когнитивный компонент;
- формирование адекватной самооценки (приобретение подростком знаний о себе в процессе общения и деятельности), принятие себя, - эмоционально-оценочный компонент;
- побуждение учащихся к конкретным действиям и совершению поступков, - поведенческий компонент.
Таким образом, воспитательный процесс направлен на постепенное расширение сферы общения и деятельности индивида, на саморегуляцию и становление активной жизненной позиции личности.
Определен ряд задач, которые должны решаться на протяжении всех лет пребывания учащихся в школе:
- развитие личности ребенка;
- воспитание ученика, развитие учебно-познавательной деятельности;
- формирование знаний и представлений учащихся об окружающей среде, природе;
- формирование знаний о современной жизни, традициях, истории своей местности;
- воспитание, вместе с родителями, будущего семьянина;
- воспитание добросовестного, ответственного отношения к труду;
- воспитание патриота, гражданина своей Родины.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)