Переходное планирование для учеников
По мере взросления, когда ученики готовятся к старшей школе, возникает новая задача: определить их мечты и надежды на будущее и начать разрабатывать план перехода к следующему этапу жизни после окончания школы. В этот период семьям необходимо обсудить и сформировать реальные планы дальнейших перспектив ребенка, учитывая его собственные пожелания и пожелания родителей относительно проживания и трудовой занятости, прохождения профессионально-технической подготовки или получения образования, а также свободного времени.
Переходное планирование начинается со школы, поскольку именно здесь проходит день ученика и здесь работают люди или команда людей, которые хорошо его знают. Чтобы создать условия для плавного и удачного перехода к взрослой жизни, при подготовке этого плана также необходимо обратить внимание на различные аспекты его будущего.
В этом процессе ученик, его родители и члены школьной команды проходят такие этапы:
- определяют сильные стороны ученика, его способности, навыки, интересы и потребности;
- выясняют, какие из предлагаемых на местном уровне программ могут удовлетворять индивидуальные потребности ученика;
- пытаются узнать о том, насколько доступны такие направления деятельности и какие требования они выдвигают претендентам:
- образование, профессионально-техническая подготовка и трудовая занятость (в том числе возможности поддерживаемого трудоустройства);
- варианты самостоятельного проживания или проживания с поддержкой;
- возможности для проведения свободного времени и налаживания социальных контактов;
- разрабатывают для ученика личностно-ориентированный план окончания школы, основываясь на его индивидуальные потребности и пожелания.
Согласно установившейся практике в провинции Манитоба, подготовка к вхождению будущего выпускника во взрослую жизнь должна начинаться, по крайней мере, на момент достижения ребенком 16 лет. Ученики, родители, персонал школы и работники других учреждений, которые предоставляют вспомогательные поддержки, и другие специалисты составляют письменный план. В этом документе они определяют роли, обязанности, временной график, а также меры, которые необходимо осуществить до окончания подростком старшей школы.
В отличие от большинства сверстников в старших классах, учащимся с особыми потребностями необходим интенсивный и скоординированный комплекс мер для содействия успешной адаптации после окончания школы.
Начните диалог
Попросите провести заседание с участием команды вашего ребенка, чтобы начать составлять план для переходного периода.
Во время этого заседания обсудите, какими видами поддержки ваш ребенок может воспользоваться на текущий момент и какие новые виды поддержки или, возможно, услуги для взрослых, могут понадобиться в дальнейшем.
Планируйте заранее и работайте вместе
Приступая к разработке плана, на этом этапе жизни вашему ребенку необходимо иметь четкое представление о том:
- кто он и кем видит себя в будущем;
- какие виды поддержки и услуги доступны на текущий момент или должны быть доступны в дальнейшем;
- какие меры необходимо принять для реализации переходного плана.
Подумайте над такими вопросами.
- Какие сильные стороны и потребности вашего ребенка?
- Представьте своего ребенка через четыре-пять лет. Чем он занимается?
- Каким ваш ребенок видит себя в будущем и чего бы он хотел достичь?
- Есть ли у вас и вашего ребенка достаточно информации для принятия решений?
- Нужно ли вам больше узнать о том, какие возможности или варианты сейчас существуют?
- Есть ли какие-то конкретные навыки, которые вашему ребенку нужно усвоить, чтобы быть максимально самостоятельным?
Поговорите с учителем своего ребенка или другими специалистами по поддержке семьи или социальными работниками и попросите их о помощи в преодолении переходного периода.
Собирайте информацию из разных источников, например, обратитесь к:
- программе обслуживания детей с инвалидностью;
- обществу граждан с инвалидностью провинции Манитоба;
- программе проживания с поддержкой;
- программе профессиональной реабилитации;
- программе содействия трудоустройству и помощи малообеспеченным;
- в региональную службу здравоохранения;
- в психиатрическое отделение;
- отделение надомного обслуживания.
Коммуникация
Как родителям ребенка с особыми потребностями, во время его обучения придется часто принимать решения. В этом процессе будет возникать много вопросов, и все они будут разными, как разные сами дети.
Согласно выводам ученых, родители и учителя склонны считать постоянную коммуникацию одной из базовых составляющих эффективного обучения. Таким образом, необходимость родительского привлечения ни у кого не вызывает сомнений, однако почти у каждого участника учебного процесса есть собственное видение характера их участия. Понятно, что крепкие рабочие отношения между родителями и педагогами возникают только в атмосфере доверия и взаимоуважения; им также присущи открытая коммуникация, активное слушание, гибкость и общая ответственность.
В школьной жизни вашего ребенка могут возникать многочисленные вопросы, например, относительно его образования или индивидуального учебного плана, учебных нужд или стилей, а также относительно оценки, необходимых видов поддержки для лучшего усвоения материала, требований к поведению, сформированности социальных навыков и тому подобное. Поэтому, планируя встречу, скажем, с его потрясающим учителем, школьной командой или другими специалистами, которые с ним работают, сначала важно хорошо подготовиться. Некоторые задания, которые можно задать своему собеседнику (или собеседникам), обсуждая прогресс своего ребенка или любую другую тему, которая вас интересует:
- Успевает ли мой ребенок по программе для его класса? Если нет, то почему? Как лучше действовать в такой ситуации?
- Усваивает ли мой ребенок учебный материал в соответствии с целями своего индивидуального учебного плана? Если нет, то почему? Что можно сделать для улучшения его успешности?
- Что означают эти баллы (оценки)?
- Применяются ли адаптации или модификации в работе с моим ребенком?
- Демонстрирует мой ребенок значительные успехи или, наоборот, слабые стороны в определенных предметных областях, о которых я не знаю?
- Как бы вы охарактеризовали стиль обучения моего ребенка?
- Какие виды поддержки необходимы моему ребенку для усвоения материала? Какие стратегии в работе с ним дали обнадеживающие результаты?
- Нужно ли моему ребенку в течение школьного дня посещать дополнительные занятия для отстающих учеников, при этом пропуская некоторые уроки в своем обычном классе? Почему?
- Выполнил ли мой ребенок все самостоятельные учебные задания (к примеру, по написанию реферата и т.д.)?
- Присутствует ли мой ребенок на всех уроках?
- Есть ли у него определенные социальные трудности в отношениях с ровесниками, о которых мне следует знать?
- Нужно ли направить моего ребенка к школьному ресурсному учителю, логопеду, психологу, специалисту по проблемам чтения или к социальному работнику? Какова процедура такого направления? Какие последствия оно будет иметь для его программы?
- Какова роль ассистента учителя в работе с моим ребенком? Как я должен поддерживать связь с этим работником?
- Что я могу сделать дома, чтобы помочь моему ребенку в учебе?
Урегулирование разногласий
Когда у вас возникают вопросы или беспокойство относительно школьной программы вашего ребенка, нужно искать ответы и устранять их вместе с теми людьми, которых также затрагивает та или иная ситуация. Старайтесь решать проблемы на уровне своей школы.
- Сначала обратитесь к классному учителю своего ребенка. Обсудите с ним то, что вас беспокоит, или задайте вопрос, чтобы узнать о проблеме подробнее.
- Привлеките важных членов школьной команды.
- Поговорите со школьным психологом-консультантом (социальным работником) или ресурсным учителем о проблемах, решение которых также может потребовать их участия.
- При необходимости, доведите проблему до сведения директора школы.
Если не удается решить вопрос на уровне учебного заведения, можно обращаться к администратору отдела ученических услуг, который работает с детьми с особыми потребностями, или к руководителю учебного округа.
В образовательной системе, которая стремится быть инклюзивной, разногласия и недоразумения между родителями и школой является естественным и неминуемым явлением. Тот факт, что обеим сторонам иногда бывает сложно прийти к общему мнению, - это не хорошо и не плохо. Однако если они пытаются искать выход из проблемной ситуации в атмосфере взаимного уважения, то во многих случаях спор решается в положительном ключе.
Существует много подходов к урегулированию споров. Когда проблемный вопрос удается решить на локальном уровне, то от этого выиграют все. Дети с особыми потребностями получают образование, соответствующее их индивидуальным учебным потребностям. А родители и педагоги в такой ситуации получают возможность укрепить свои рабочие отношения и лучше понять потребности и интересы друг друга.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)