Поддержка клиницистов и специалистов
Иногда школы взаимодействуют с другими специалистами в вопросах сопровождения учащихся с особыми потребностями. Учитель может обговорить с вами необходимость дополнительной поддержки для вашего ребенка, чтобы определять и удовлетворять его потребности.
Школы и округа приглашают на работу клиницистов или привлекают их на контрактной основе для оказания помощи учебным заведениям. Так, в большинстве округов в штате отдела ученических услуг есть психологи, социальные работники, логопеды и тому подобное. Кроме этого, в некоторых округах также работают специалисты по проблемам чтения, трудотерапевты, физиотерапевты, медицинские специалисты, консультанты в зависимости от ресурсов округа и местных потребностей. Каждый такой специалист может оказывать команде информацию и услуги для выявления потребностей ученика, его навыков, стиля обучения, физических потребностей, а также осуществления адаптации и подбора стратегий по реализации программы. Чтобы получить такую профессиональную поддержку, персонал обсуждает и оформляет направление ребенка к соответствующему клиницисту, причем родители также должны принимать участие в этом процессе.
Министерство образования, гражданства и молодежи Манитобы также предоставляет школам и округам поддержку в работе с учениками, которые:
- не слышат или имеют нарушения слуха;
- не видят или имеют нарушения зрения.
Дополнительно, школы и округа в пределах провинции также могут обращаться за помощью к консультантам по специальному образованию, которые тоже входят в штат Министерства и специализируются на различных видах инвалидности и особых потребностей.
Созданная для ученика команда, может иметь поддержку и от местных поставщиков услуг и профильных учреждений. Например, распространена практика взаимодействия с отделом по делам лиц с инвалидностью, который входит в структуру Министерства по делам семьи и обеспечения жильем. Этот отдел занимается семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями.
Ассистент учителя
В процессе планирования или внедрения индивидуального плана школьная команда может прийти к выводу, что нужна помощь ассистента учителя.
Ассистент учителя своей деятельностью дополняет усилия других педагогов и специалистов. Таким образом, он способствует более эффективному обучению учащихся, в том числе с особыми потребностями. Свои рабочие задания он получает от учителя и от директора школы.
Ассистенту учителя могут поручить выполнение ряда ролей и обязанностей:
- внедрять ожидаемые результаты или цели, индивидуальный учебный план в повседневный учебный процесс в соответствии с указаниями учителя;
- работать с малой группой учеников над закреплением нового понятия или навыков, которые они уже проходили на уроке с учителем;
- обеспечивать личный уход, в том числе для поддержания личной гигиены, одевания и т.д., а также помогать ребенку пользоваться адаптивным оборудованием (например, компьютером);
- помогать готовить материалы для индивидуального ученика, класса, школы;
- предоставлять учителю устную или письменную информацию о деятельности ученика, его поведении, успехах и потребностях.
Сколько времени ассистент должен работать с классом, на дополнительных занятиях для отстающих учеников, с малой группой или индивидуально с ребенком - будет зависеть от обстоятельств. Вместе с тем, главная ответственность за планирование, внедрение программ и оценку ученических достижений возлагается на учителя.
Школы и округа принимают ассистентов учителя на работу или привлекают их на контрактной основе. При этом они руководствуются установленными требованиями к уровню квалификации и действующими положениями относительно найма и распределения персонала.
У любого человека часто случаются изменения деятельности, обстановки, среды, поэтому они являются естественной частью нашей жизни. На образовательном пути ребенка или молодого человека также происходят такие изменения или переходы, когда ученик:
- впервые приходит в школу;
- переходит от одной деятельности к другой или с одной среды в другую;
- переходит в следующий класс;
- переходит из начальной школы к младшей школе;
- переходит из младшей в старшую школу;
- готовится к взрослой жизни.
Начало школьного обучения, переход из класса в класс и с одного образовательного звена к другому, а потом адаптация к новым условиям после выпуска - все это переходные периоды, которые приходится преодолевать каждому из нас. Однако для многих учеников это период привыкания, а именно - к новому классу или школе, новым одноклассникам, новому учителю, другому ассистенту учителя или к новому автобусу - может быть достаточно тяжелым.
Во время таких переходных периодов у детей и молодежи с особыми потребностями часто возникают трудности. Вследствие жизненных изменений, например, поступления в школу или ее окончания, они оказываются в новых ситуациях, соответственно, эти ситуации требуют предварительного планирования. Поэтому важно, чтобы во время своих заседаний участники команды анализировали и заранее принимали меры для решения любых проблемных вопросов, которые могут возникать в процессе текущего или ожидаемого перехода учащихся к новым условиям жизни и учебы.
Переход от дошкольного учреждения к школе
Начало обучения - важное событие в жизни каждого маленького ребенка. Весь его дальнейший успех в школе в значительной степени будет зависеть от адаптации к новой среде и удачного опыта обучения в первые годы. Поэтому на подготовительном этапе, еще до того, как ребенок с особыми потребностями начнет посещать учебное заведение, необходимо продумать различные аспекты его программы и физические модификации на уровне школы или классной комнаты (например, обустроить пандус или обеспечить специальное оборудование).
Во многих школах и округах работники регулярно встречаются с представителями учреждений, предоставляющих услуги детям с особыми потребностями, и обсуждают планы по организации их перехода в школу. Также часто для этого используются стандартные методики переходного планирования, чтобы облегчить процесс адаптации к новой среде.
Когда ваш ребенок впервые идет в подготовительный класс, вам необходимо знать и сделать несколько важных вещей.
Планируйте заранее
Планируя поступление ребенка в школу, попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Как вы представляете себе лучшее образование для своего ребенка?
- Есть ли какая-либо информация о вашем ребенке, которую следует знать персоналу школы?
- Есть ли у вашего ребенка определенные специфические потребности, которые следует учитывать при планировании его образовательной программы?
- Каким вариантам при выборе класса / школы / учебной среды для своего ребенка вы отдаете предпочтение?
Старайтесь больше узнать про местные ресурсы и практики, принимая во внимание потребности своего ребенка.
- Какие услуги доступны в вашем учебном округе? В местной школе?
- Какой политики придерживается ваша школа или округ в вопросах инклюзии, направления ребенка в определенный класс или учреждение, обеспечения транспортом, формирования и внедрения образовательной программы, оказания услуг ученикам или специального образования?
Проинформируйте школу
По крайней мере, за год до начала обучения свяжитесь с персоналом местной школы и сообщите, когда можно ожидать перехода вашего ребенка. Попросите организовать заседание, чтобы начать процесс планирования.
Если вы не уверены, какую школу должен посещать ваш ребенок, обратитесь к администрации учебного округа.
Если на текущий момент ваш ребенок посещает занятия и получает услуги по дошкольной программе, попросите организовать встречу руководства этой программы с персоналом школы, чтобы обсудить меры для облегчения его адаптации к школьной жизни.
Работайте вместе
После зачисления вашего ребенка в школу организуйте встречу с участием его классного учителя, ресурсного педагога и соответствующих работников дошкольного учреждения, чтобы обсудить его образовательную программу. Если есть конкретные планы относительно внедрения программы, обеспечения оборудованием и предоставления услуг, попросите предоставить письменный экземпляр таких документов, где будет четко указано, какие меры должны быть реализованы, кем и в какие сроки.
Можно привлечь работников дошкольного учреждения к диалогу с персоналом школы, чтобы совместно определить наиболее эффективные виды поддержки и услуги, которые, с одной стороны, помогут развивать сильные стороны вашего ребенка, а с другой - удовлетворять его потребности.
Выясните, какие ресурсы или тематические тренинги для профессионального усовершенствования необходимы педагогам, чтобы внедрять программу вашего ребенка. Спросите, какую поддержку сможет получать школа.
Предоставьте персоналу школы копии отчетов, которые помогут им сформировать оптимальную программу для вашего ребенка.
Сообщите учителю о своем желании участвовать в заседаниях по вопросам планирования. Выясните, как это можно сделать на практике.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)