Составляющие индивидуального учебного плана
Независимо от конкретных потребностей того или иного ученика, все индивидуальные учебные планы содержат такие базовые элементы:
- идентификационные данные ученика и краткая информация о нем;
- характеристика текущего уровня успешности, составленная командой на основе консенсусного понимания его способностей и потребностей;
- ожидаемые результаты обучения, или цели, специально определенные для данного ребенка;
- конкретные задачи в работе с учеником как простые, технологические части указанных выше целей;
- особенности методики преподавания, материалы и стратегии;
- имена членов команды, которые будут внедрять индивидуальный учебный план, и среда выше (один или несколько вариантов), где его будут внедрять;
- планы и сроки оценки эффективности индивидуального учебного плана и его пересмотра.
Этапы разработки индивидуального учебного плана
Процесс подготовки индивидуального учебного плана включает четыре этапа:
- сбор и обмен информацией;
- определение направления;
- разработка и оформление индивидуального учебного плана;
- внедрение и просмотр индивидуального учебного плана.
Указанные этапы могут осуществляться в разной последовательности и даже одновременно, исходя из индивидуальных потребностей ученика. Как родители и члены команды своего ребенка, вы можете активно участвовать в подготовке индивидуального учебного плана на каждом из этапов.
Этап 1. Сбор и обмен информацией.
В начале разработки индивидуального учебного плана для вашего ребенка и при определении его общего направления вы являетесь источником полезной информации. В частности, вы можете поделиться следующими данными о своем ребенке:
- ваши цели и ожидания в отношении ребенка;
- черты его характера;
- его способности, интересы и предпочтения;
- сильные стороны и потребности;
- последние данные анамнеза и медицинские нужды;
- события в семье и предыдущий образовательный опыт, которые могут влиять на текущее обучение вашего ребенка.
Этап 2. Определение направления.
Выбирая приоритеты, команда тем самым сосредоточивает внимание на том важнейшем, что ваш ребенок будет изучать каждый год. На этом этапе команда определяет такие приоритеты, опираясь на всю имеющуюся информацию.
Для этого ее участники должны:
- перечислить в списке все учебные потребности вашего ребенка;
- ранжировать их в порядке важности;
- выбрать ключевые на этот учебный год.
Чтобы определить, какие из учебных потребностей вашего ребенка являются самыми важными, команде следует дать ответы на следующие вопросы:
- Нужен ли ребенку сейчас этот навык?
- Будет ли этот навык использоваться для обучения в других аспектах?
- Поможет ли владение этим навыком развивать самостоятельность ребенка?
- Соответствует ли такая учебная цель возрасту ребенка и году обучения?
- Сколько времени нужно на усвоение этого навыка?
- Насколько полезной будет эта привычка для ребенка в другой среде?
Этап 3. Разработка и оформление индивидуального учебного плана.
Работая в составе команды, вы можете предлагать идеи и информацию для разработки ожидаемых результатов для своего ребенка. Как правило, эти ожидаемые результаты, или цели, указывают на то, чего он может достичь в определенной сфере за указанный промежуток времени в течение учебного года. Их часто формулируют по предметным областям или по направлениям планирования (например, развитие навыков коммуникации, самообслуживание, функциональных, академических, социальных, поведенческих навыков и навыков крупной и мелкой моторики).
Этап 4. Внедрение и просмотр индивидуального учебного плана.
На этом этапе подготовки индивидуального учебного плана члены команды возвращаются к ожидаемым результатам обучения и решают, каким образом они будут проверять достижения поставленных целей. Далее в работе с учеником применяются соответствующие стратегии преподавания и оценивания. Параллельно с этим, команда регулярно просматривает содержание индивидуального учебного плана относительно расписания ученика (классного или индивидуального), чтобы проконтролировать систематичность внедрения индивидуального учебного плана в повседневный учебный процесс.
В конце команда определяет, как часто следует собираться на протяжении учебного года. Во время таких заседаний, которые проводятся для контроля выполнения индивидуального учебного плана, участники обсуждают прогресс ребенка в направлении его целей и анализ необходимости внесения корректив. Важно, чтобы вы также посещали эти заседания и приобщались к обсуждению успехов своего ребенка и планированию дальнейших шагов. Раз в год, обычно в конце весны, команда просматривает индивидуальный учебный план и планирует работу на следующий учебный год. При подготовке нового индивидуального учебного плана за основу берут информацию, собранную в текущем учебном году.
Качественный индивидуальный учебный план: критерии успеха
Применение индивидуального учебного плана с целью улучшения учебной успешности учеников - наиболее эффективно, когда:
- родители - активные и равные участники процессов планирования и внедрения;
- индивидуальный учебный план используется как рабочий документ, интегрированный в повседневную деятельность и планирование;
- в индивидуальном учебном плане четко определено, кто ответственен за текущую работу по обучению ребенка и, кто должен собирать данные о достигнутом прогрессе;
- индивидуальный учебный план является «активным» документом, который корректируется, учитывая смену обстоятельств в жизни ученика с учетом его успеваемости;
- индивидуальный учебный план предусматривает использование выводов из отчетов клиницистов и консультантов, и их рекомендаций в планировании повседневной работы с учеником.
Рекомендуемые источники
Для ученика с особыми потребностями необходимо на индивидуальной основе выбрать надлежащее место учебы или учебную среду. При осуществлении такого выбора школа совместно с родителями и учениками сначала должны рассмотреть возможность предоставления образования в условиях обычного класса местной школы.
Большинство таких учеников посещают свою местную школу, где им обеспечивают программы, различные виды поддержки и услуги для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Однако команда может прийти к выводу, что обучение в обычном классе не позволяет удовлетворять потребности ученика и реализовывать цели его индивидуального учебного плана, даже при наличии соответствующей поддержки и услуг. В таком случае ее участники начинают обсуждать альтернативные варианты, которые предусматривают направление ребенка в другую учебную среду на определенную часть школьного дня или на весь день.
Выбор места учебы
Учебные заведения в провинции Манитоба предлагают широкий круг вариантов для выбора места обучения. Ученики могут получать образование:
- в местной школе, в классе со своими ровесниками в течение большей части дня;
- в местной школе, в классе со своими ровесниками и в специальной учебной среде на неполный день;
- в местной школе, в специальной учебной среде в течение большей части дня;
- в специальной учебной среде, не обязательно на базе местной школы.
Независимо от выбранной среды, для ученика может быть организовано сопровождение (поддержка) таких специалистов:
- ресурсного учителя;
- клинициста (или клиницистов);
- ассистента (или ассистентов) учителя;
- учителя, который специализируется на работе с детьми с определенным видом инвалидности;
- консультанта (или консультантов).
Определение надлежащего места обучения для ученика с особыми потребностями - это общая ответственность команды и администрации школы и учебного округа.
Команда. У родителей есть свое представление о том, какое место учебы или учебная среда будет больше способствовать раскрытию потенциала их ребенка. Они должны обратиться к работникам школы и узнать о том, какие варианты доступны на местном уровне. При выборе оптимального места учебы или учебной среды, команда принимает во внимание ряд факторов. В частности, она учитывает конкретные потребности ученика, имеющиеся ресурсы и виды поддержки, взгляды родителей по этому вопросу и то, что при данных обстоятельствах является разумным и должным.
Школа и учебный округ. Школа должна определить, какие дополнительные ресурсы необходимы для реализации индивидуального плана ученика. Администрация округа распределяет ресурсы по школам. Каждый округ обязан проводить мероприятия по выявлению учащихся с особыми потребностями и оценку сильных сторон и потребностей каждого ребенка. Также, в рамках имеющихся ресурсов, округ планирует и внедряет образовательные программы, которые наилучшим образом удовлетворяют потребности всех учащихся. Учитывая существующую материально-техническую базу и кадровое обеспечение в соответствии с действующими нормативными положениями, школа принимает окончательное решение относительно зачисления, действуя в лучших интересах отдельного ребенка и всех детей, которых она обслуживает.
Если у вас возникли вопросы относительно программы или видов поддержки для вашего ребенка, или если вы хотите получить информацию о финансировании, обратитесь к классному учителю своего ребенка, директору школы или в администрацию учебного округа.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)