Дифференцированное преподавание в инклюзивном классе
Все учителя пытаются организовать обучение таким образом, чтобы учитывать разнообразие потребностей всех учащихся, и для этого дифференцируют их деятельность в классе. Иными словами, они часто варьируют подходы и методику в планировании уроков, во время непосредственной работы с учащимися и при оценке их прогресса.
Адаптация. Адаптации используются в том случае, когда ученик в состоянии усваивать материал на уровне требований образовательного стандарта (учебной программы) провинции, но требует для этого определенных физических аккомодаций, другой методики преподавания или применения иной формы оценивания. Адаптация означает изменение методики преподавания, типов материалов и задач или продуктов учебной деятельности, которые готовит ученик. В частности, некоторые ученики с физической инвалидностью не могут писать, а потому должны выполнять письменные задания с помощью компьютера. Ученикам, которые не видят, нужно предоставлять учебные материалы на языке Брайля. Все это - примеры адаптации.
Модификация учебной программы. У некоторых учеников с особыми потребностями могут быть значительные когнитивно-познавательные трудности, в результате которых они могут работать на уровне целей образовательного стандарта провинции, даже с использованием адаптаций. Для них материал программы нужно модифицировать. Модификация - это изменение количества или содержания учебных целей, которых должен достичь ученик в соответствии с требованиями провинциального учебного плана. Такие изменения осуществляются для обеспечения его учебных нужд. Важно, чтобы команда ребенка предварительно обсудила причины и пути применения таких модификаций. Также есть необходимость проинформировать родителей и привлечь их к этому обсуждению. Модификации должны быть прописаны в индивидуальном учебном плане.
Когда такой ученик переходит в старшую школу, то, согласно решению команды, его курсы обозначают кодом «модифицировано». При этом ученик и его родители должны принимать участие в процессе обсуждения и принятия такого решения. Необходимо осознавать, что курсы с кодом «модифицировано» по своему содержанию не дают права на вступление в учреждения после среднего образования, а также понимать, что их указывают в табеле успеваемости.
Индивидуализированные программы. У некоторых учеников когнитивная инвалидность настолько значительна, что привлечение их к общему учебному процессу, построенному на основе типового образовательного стандарта (учебной программы), неэффективно. Для них более актуальными будут другие учебные цели - высоко индивидуализированные и направленные на формирование надлежащих функциональных навыков.
Команда принимает решение о применении индивидуализированной программы для ученика, исходя из оценки его когнитивных способностей. Такая программа состоит из комплекса спланированных мероприятий по развитию когнитивных и функциональных академических навыков, социальных и поведенческих навыков, навыков самообслуживания или саморегуляции, а также развития крупной и мелкой моторики. Индивидуализированные ожидаемые результаты обучения, или цели, должны быть указаны в индивидуальном плане.
В старшей школе индивидуализированная программа часто содержит профессионально-техническую подготовку. В этом образовательном звене ученики, которые учатся по такой системе, должны иметь индивидуальный учебный план с задокументированными целями программы.
Поговорите с классным учителем вашего ребенка, чтобы выяснить, в каком типе программной поддержки он нуждается или, возможно, уже получает. Если для него применяются адаптации, модификации учебной программы или индивидуализированная программа, и вы бы хотели больше о них узнать, обратитесь к классному учителю или ресурсному педагогу.
Команда вашего ребенка
Если учебные потребности ученика по своему характеру требуют предоставления поддержки, для него создается команда. Количество ее участников может быть разным. Для сопровождения учащихся с тяжелыми учебными потребностями привлекают широкий круг лиц, в том числе: ресурсного учителя, ассистента учителя, психолога, трудотерапевта и других. Состав команды, которая работает с вашим ребенком, зависит от его потребностей и от того, какие специалисты необходимы для реализации программы.
Состав команды
- Школьная команда обычно состоит из людей, вовлеченных в повседневную работу с ребенком в школе.
- Команда поддержки, участники которой консультируют представителей школьной команды и предоставляют профессиональные услуги относительно планирования, оценки, разработки и внедрения программ.
Ваше участие в работе команды
Как родителям, вам принадлежит важная роль в обеспечении удачного образовательного опыта для вашего ребенка. Чтобы эффективно отстаивать его интересы, вам необходимо быть хорошо информированными и конструктивно участвовать в деятельности команды педагогов и специалистов, которые с ним работают.
Вы можете активно поддерживать своего ребенка и участвовать в его школьном обучении различными способами, например:
- включаться в процесс обсуждения и принятия решений относительно его образования;
- корректно выражать свое несогласие с мнением учителя (или учителей) и предлагать обсудить ту или иную проблему сразу после ее возникновения;
- предоставлять информированное письменное согласие на проведение любых оценок вашего ребенка;
- хорошо знать нормативные положения (политику) и устоявшиеся процедуры (практику) школы и округа;
- высказывать свои пожелания по месту учебы ребенка, принимать участие в обсуждении различных вариантов, доступных в школе и округе;
- получать информацию относительно обучения и успехов вашего ребенка от учителей и других членов его команды;
- регулярно в течение учебного года обсуждать с учителем отчеты о прогрессе вашего ребенка;
- участвовать в разработке индивидуального учебного плана для вашего ребенка.
Работая в команде, все ее участники совместно принимают решения и делятся информацией друг с другом. Вы также можете сообщить им о:
- последних медицинских данных о вашем ребенке;
- успешных методиках обучения и формирования поведения, которые вы применяете дома;
- изменениях домашней обстановки, которые могут вызвать эмоциональные реакции у ребенка;
- случаях из школьной учебы в предыдущие годы или в бывшей школе;
- текущих целях для ребенка, над которыми вы продолжаете работать дома.
Предоставляя полезную информацию учителю своего ребенка, вы тем самым помогаете улучшать его учебный опыт.
Знакомство со школой вашего ребенка
Один из важных путей создания эффективной команды заключается в налаживании положительных рабочих отношений с учителями вашего ребенка и другим персоналом школы. Для установления таких контактов можно предложить целый ряд рекомендаций.
- Познакомьтесь с сотрудниками в начале учебного года и убедитесь в том, что в дальнейшем можно будет поддерживать непрерывные коммуникации со школой.
- Зайдите в школу до или после уроков, чтобы представиться.
- Позвоните в школу и узнайте, когда удобно прийти для короткого разговора с учителем.
- Будьте готовы посещать родительские собрания - это важная возможность для сотрудничества и обмена информацией.
- Познакомьтесь с директором вашей школы. По норме Закона о государственном школьном образовании, на директора возлагается общая ответственность за все, что происходит в учебном заведении. У него можно получить много полезной информации. Также директор - один из ключевых участников команды вашего ребенка.
Составление и внедрение индивидуального учебного плана - это процесс совместной командной работы учителей, специалистов, вспомогательных работников и родителей. В сотрудничестве они пытаются удовлетворять потребности индивидуальных учеников, которым необходимы различные виды поддержки. Команда определяет ожидаемые результаты обучения, или цели, исходя из текущих потребностей и навыков ребенка, разрабатывает систему мер для их достижения на год и письменно фиксирует ее. Этот документ называется «индивидуальный учебный план».
Кому нужен индивидуальный учебный план
Всем учителям рекомендуется подумать о потенциальных преимуществах применения индивидуального учебного плана для широкого круга учащихся с различными потребностями. Такие планы преимущественно составляют для учащихся, нуждающихся в поддержке для развития поведенческих и познавательных или когнитивных навыков. Его разрабатывают в случае, когда родители и персонал совместно решают, что этот путь является оптимальным с точки зрения обеспечения потребностей ребенка. Индивидуальный учебный план обязательно создают для ученика, которому необходимо модифицировать содержание курсов или организовать обучение по индивидуализированной программе.
Цель индивидуального учебного плана
Этот документ содержит план мероприятий, призванных помочь ученику достичь его индивидуальных ожидаемых результатов, или целей, превышающих его текущий уровень навыков. Поэтому с самого начала очень важно понимать, что ученик может и не может делать - это является залогом успеха в процессе подготовки и дальнейшего внедрения такого плана.
Каждый индивидуальный учебный план индивидуален и разрабатывается под конкретного ученика. Родители также входят в команду, поэтому они должны принимать участие в выработке индивидуального учебного плана и, впоследствии подписать готовый документ для своего ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)