Партнерство между семьей и школой
Работаем вместе как партнеры в образовании
В провинции Манитоба родители являются важными партнерами в образовании. Ведь вы знаете своего ребенка лучше. Вам хорошо известны его сильные стороны, возможности, трудности и потребности, а потому вам предстоит играть существенную роль в его обучении. Важно, чтобы вы и ваш ребенок приобщались к процессу принятия решений относительно его образования. Ваше участие в планировании образовательной программы, ваше постоянное привлечение и поддержка будут положительно и существенно влиять на его обучение.
В Манитобе органы учебных округов - правление - должны обеспечивать образование всем детям и молодежи школьного возраста, проживающих на их территории. Дети и подростки имеют право посещать школу с пяти лет до получения полного среднего образования или до 21 года. Ученикам с особыми потребностями, в том числе с инвалидностью, необходимы надлежащие образовательные возможности, которые соответствуют характеру их учебных потребностей, возрастным особенностям и уровню школьной успеваемости.
Ретроспективный взгляд на развитие специального образования
Школы Манитобы обязаны обучать детей с особыми потребностями. В области специального образования произошло много изменений и улучшений.
В последние два десятилетия произошли такие события:
- обзор состояния специального образования в Манитобе предусматривал всесторонний анализ услуг для детей и молодежи с особыми потребностями;
- программа по разработке положений и процедур по итогам обзора, которая была начата для исполнения рекомендаций опубликованного Окончательного отчета о результатах обзора ситуации в области специального образования. Во время этой программы был наработан пакет вспомогательных документов и проведены общественные консультации по формированию новой политики, методик финансирования и процедур подотчетности;
Идентификация и оценка
Идентификация потребностей вашего ребенка и планирование работы по их обеспечению
Возможно, об особых потребностях ребенка известно еще до его зачисления в школу. Или уже после начала учебного года учитель или вы замечаете, что ребенок сталкивается с трудностями в усвоении материала. В каждом случае, нужно составить план для работы с ним, предварительно проанализировав определенные аспекты его развития. Иными словами, чтобы лучше научить ребенка и понять, как он учится, учитель обращает внимание на:
- социальные или поведенческие навыки;
- коммуникативные навыки;
- когнитивные навыки или навыки учебной деятельности;
- физические или сенсорные навыки.
Заключение врача о наличии у ребенка определенного состояния или инвалидности не дает достаточно информации, чтобы планировать работу по обеспечению его индивидуальных потребностей. Не существует двух абсолютно одинаковых детей. Даже имея один и тот же диагноз, они часто отличаются своими способностями и особенностями обучения, а потому требуют разного сопровождения. Например, у двух детей диагностирован фетоалкогольний синдром. Но, при этом, по своим учебным потребностями у них очень мало общего. Один ребенок хорошо функционирует в классе, учится по типовой учебной программе и чувствует себя успешным без какой-либо существенной поддержки. Второй сталкивается со значительными трудностями, требует специальных программ, которые не входят в содержание стандартной учебной программы, а также постоянного надзора.
Как получить поддержку: первые шаги
Если у вас сложилось впечатление, что ваш ребенок сталкивается с трудностями в обучении, то, прежде всего, необходимо обратиться к классному учителю. Чтобы определить учебные потребности вашего ребенка, учитель может:
- поговорить с ним;
- понаблюдать за ним в классе;
- проанализировать образцы работ, выполненных на уроке;
- оценить его способности к математике, чтению и тому подобное.
Как родители, вы также можете собирать информацию, которая впоследствии будет полезной в процессе оценки. В частности, речь идет о медицинских отчетах и ваших собственных наблюдениях относительно учебных потребностей ребенка и недавних изменений в его поведении вне школы.
Осуществив эти шаги для оценки потребностей ребенка, учитель, после консультаций с родителями, может решить, что необходимо обратиться к специалисту за поддержкой или для проведения дальнейшей оценки. В любом случае, перед направлением ребенка к другим педагогическим или клиническим специалистам, в школе или округе рекомендуется получить письменное согласие родителей. В каждом учебном заведении и округе действуют свои процедуры оценки, поэтому вопрос о типе планируемой оценки или направление на оценку, и вопрос о возможной продолжительности этого процесса советуем обсудить с учителем вашего ребенка или с директором школы.
Выявление особых потребностей и вмешательство в раннем возрасте, со временем, часто облегчает процесс адаптации ребенка к школе и способствует улучшению успеваемости. Процедура оценки поможет установить индивидуальные потребности ребенка. Некоторым детям трудно учиться в определенные промежутки времени, поэтому им необходима краткосрочная поддержка. С другой стороны, многие особые потребности остаются на всю жизнь. Потребности вашего ребенка зависят от среды и от многих других обстоятельств. Поэтому важно регулярно проводить заседания школьной команды, чтобы определять такие обстоятельства и соответствующим образом корректировать программу.
Разработка плана оценки для вашего ребенка
После того, как вы предоставили школе разрешение на направление ребенка к ресурсному учителю или клиницисту, готовится план оценки. Родители могут участвовать в оценке различными способами.
Как осуществляется оценка
В зависимости от потребностей вашего ребенка, в процессе оценки могут участвовать несколько специалистов, в частности: ресурсный учитель, специалист по проблемам чтения, логопед, психолог, трудотерапевт и другие. Различные специалисты оценивают различные сферы развития в соответствии своей квалификации. Например, психолог определяет когнитивные способности или потенциал ребенка. Классный учитель или ресурсный педагог могут оценить познавательные умения и навыки или то, как ребенок учится. Обратитесь к классному учителю, чтобы выяснить, какие аспекты будет оценивать каждый из привлеченных специалистов.
Для определения состояния когнитивной, социальной, эмоциональной, коммуникативной или поведенческой сфер ребенка и связанных с ними потребностей применяется широкий круг диагностических методик. Некоторые из этих методик предусматривают участие родителей и учителей для гарантии того, что собранная информация - точная и дает возможность составить адекватное представление о ребенке.
Обучение как индивидуальный процесс
Все дети способны учиться, но не все учатся одинаковыми способами, за одинаковое время или в одинаковом темпе. Ученики с особыми потребностями имеют различные учебные потребности, поэтому существует много путей их обеспечения. То, что подходит для одного, может оказаться не лучшим вариантом для другого.
Удовлетворять индивидуальные учебные потребности учащихся означает:
- определить текущие потребности и навыки;
- выбрать и сформулировать индивидуальные ожидаемые результаты или учебные цели для ученика;
- выбрать оптимальную учебную среду;
- определить составляющие надлежащей программы и спланировать ее внедрение.
Планирование эффективной программы
Эффективная программа:
- построена вокруг потребностей индивидуального ученика;
- хорошо спланирована, гибкая и постоянно корректируется в зависимости от необходимости, чтобы лучше удовлетворять такие потребности;
- инклюзивная и позволяет ученикам максимально участвовать в общем учебном процессе на основе типовой учебной программы;
- целостная и внедряется последовательно, несмотря на возможные изменения среды;
- предусматривает сотрудничество родителей и учителей.
Поддержка в усвоении программы
Большинству учащихся с особыми потребностями необходима определенная поддержка для обучения по индивидуальной программе. Примером такой поддержки может быть варьирование методики обучения, способа выполнения задач или участия в деятельности ученического коллектива на уроке. Команда определяет тип и степень поддержки на основе анализа способностей, сильных сторон и потребностей ребенка.
Типы поддержки в рамках программы
Кроме дифференциации обучения для всех детей с целью оказания поддержки учащимся в школах, также применяются адаптация, модификация учебной программы и разработки индивидуализированных программ.
Типы поддержки, которую оказывают педагогические работники для удовлетворения потребностей ребенка в усвоении программы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)