Углубленная профессиональная подготовка учащихся, как путь их интеграции в общество
Идея организации классов, обеспечивающих учащимся с интеллектуальной недостаточностью углубленную профессиональную подготовку, не является новой и широко реализовывалась в 70 -80е гг. ХХ в.
По решению министерства просвещения (народного образования) союзных республик, областных (краевых) отделов народного образования в тогда еще восьмилетних вспомогательных школах было разрешено создавать IX классы. Официально они назывались классами с повышенной профессионально-трудовой подготовкой. Данное название соответствовало их цели - обеспечению завершенности и повышению профессионально-трудовой подготовки выпускников VIII класса.
Основная особенность педагогического процесса в этих классах заключалась в большом объеме производственной практики. Необходимость значительного количества учебного времени на обучение в условиях производства к тому времени была хорошо осознана.
IX классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой могли открываться при соблюдении четко сформулированных требований:
- наличия в школе собственной хорошей учебно-материальной базы для профессионально-трудового обучения;
- установление тесной связи между школами и промышленными предприятиями (колхозами, совхозами), на базе которых можно проводить длительную производственную практику.
В процессе производственной практики учащиеся получали реальную возможность не только овладеть производственными навыками, но объективно оценить свои достижения, усвоить требования организации и дисциплины труда на производстве, приобрести опыт взаимодействия с членами производственного коллектива, включиться в его общественную жизнь.
При выполнении указанных выше требований вспомогательным школам удавалось добиваться обеспечения качественных показателей профессионально-трудового обучения учащихся. Важнейшим из этих показателей является трудоустройство выпускников по полученной в школе профессии. Многие выпускники трудоустраивались на предприятиях, где проходили производственную практику, что в значительной мере облегчало процесс их послешкольной социально-профессиональной адаптации.
В 90е гг. ХХ в. классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой сохранились лишь в отдельных вспомогательных школах. В это время стали возникать проблемы с организацией производственной практики, особенно на промышленных предприятиях, и трудоустройством выпускников. Можно предположить, что это были основные причины временного отказа от развития сети таких классов.
Тогда же стали очевидными как неправомерность раннего начала профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы (с V класса), так и ее неэффективность по ряду традиционных профилей (швейное дело, столярное дело и др.).
Программы ориентированы на тарифно-квалификационные характеристики соответствующих профессий. Отдельные из них определяют обязательность параллельного обучения двум близким или родственным профессиям, что значительно повышает шансы выпускников на рынке труда.
Для обеспечения завершенности профессиональной подготовки учащихся, в рамках требований квалификационных характеристик, программы предусматривают решение следующих задач:
- развитие интереса учащихся к работе по конкретным профессиям и формирование соответствующих профессиональных намерений;
- формирование у учащихся знаний в соответствии с требованиями «Общих положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» и квалификационных характеристик определенных профессий;
- обеспечение овладения учащимися изучаемыми технологическими операциями и приемами их выполнения, совершенствование скоростных показателей при соблюдении требований к безопасности и качеству работ;
- дальнейшую коррекцию развития трудовой деятельности учащихся.
Во всех программах четко определен минимальный объем учебного времени на производственную практику. При сроке обучения 2 года его суммарный объем не может быть меньше 360 часов. Право увеличения объема производственной практики предоставлено школам. Это право рекомендуется реализовывать в максимально возможной мере для углубления профессиональной подготовки учащихся за счет обеспечения их первичной социально-профессиональной адаптации. Тем самым будет создаваться важнейшая предпосылка их успешной социальной интеграции.
Из опыта социальной адаптации воспитанников дома-интерната
В доме-интернате на полном государственном обеспечении проживают воспитанники в возрасте от 4 до 18 и от 18 до 35 лет с умеренной, тяжелой формами интеллектуальной недостаточности, и таким диагнозом, как детский церебральный паралич. Из общего числа воспитанников часть находятся на постоянном медицинском обслуживании и не обслуживают себя самостоятельно. Создано несколько отделений. В отделениях воспитанники размещены согласно полу, возрасту, уровню интеллектуального развития. Основными направлениями деятельности детского дома-интерната являются:
- прием воспитанников и осуществление мероприятий, направленных на их коррекционно-воспитательную и социально-трудовую адаптацию;
- создание оптимальных условий развития ребенка на основе постоянного мониторинга по охране его жизни и укреплению здоровья.
В обучении и воспитании детей с тяжелыми нарушениями главное - первичная социально-бытовая адаптация, обеспечение жизнедеятельности. В обычной школе учитель ориентируется на типовую программу. В работе с воспитанниками дома-интерната обязателен индивидуальный подход в обучении. Педагоги дома-интерната на основе программ вспомогательной школы разрабатывают на каждого обучаемого воспитанника индивидуальные программы с учетом познавательных возможностей. Каждый месяц и по окончании года подводится итог, отслеживается динамика (чему научился ребенок) с отметкой в карте диагностики интеллектуального развития и в дневниках наблюдений за воспитанниками.
В доме-интернате организована работа, связанная с выводом воспитанников из замкнутого пространства и их интегрированием в общество: совместное проведение дискотек, праздников времен года, спортивных соревнований по футболу, теннису, волейболу, легкой атлетике, дружеских встреч с ребятами из общеобразовательных школ района. Воспитанники стали постоянными участниками областных, республиканских соревнований.
Планируется совместное проживание с детьми в оздоровительном лагере. С появлением волонтеров в доме-интернате активизировалась работа с детьми, которые находятся на постоянном постельном режиме. Ребята чувствуют тепло, ласку этих девушек. В истекшем учебном году открыты дополнительно логопедический и компьютерный классы, воскресная школа, еще одна сенсорная комната. Организована работа кружков по интересам (вязание, вышивание, домоводство, резьба по дереву, театральное обучение, игра на музыкальных инструментах и др.) и спортивные секции. Занимаются ребята в швейной, столярной мастерских, помогают в работе подсобному хозяйству дома-интерната в выращивании овощей и по уходу за животными. Много внимания уделяется формированию навыков самообслуживания, практикуется выход в поселок для осуществления самостоятельных покупок. Отдыхают на каникулах, в выходные дни не только у родителей, но и в семьях работников дома-интерната. Люди, которые работают в доме-интернате, проявляют все больший интерес не только к работе с детьми, но и к личной жизни ребенка. Очень приятно видеть искреннюю заботу и любовь к детям. Стало традицией в доме-интернате проведение родительских дней (это родительские собрания, совместные художественные и спортивные праздники с участием родителей и детей). Улучшить жизнь наших воспитанников мы сможем только совместными усилиями, а не в одиночку.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)