Правила инклюзивного образования
Проблема ранней коррекционной помощи детям с нарушениями зрения в системе непрерывного образования
Современное образование находится в эпицентре совершенно новой системы координат. С одной стороны, по «горизонтали» это «образование для всех», с другой - смена традиционной парадигмы образования «на всю жизнь» инновационной парадигмой непрерывного образования «через всю жизнь».
Этот вызов означает назревшую потребность как в непрерывном, так и в инклюзивном процессе «развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, т. е. адаптацию к нуждам любых детей, что обеспечивает детям с особыми потребностями доступ к образованию».
Масштаб таких потребностей - это динамическая и противоречивая величина. С одной стороны, по оценке экспертов, число детей с отклонениями в развитии продолжает неуклонно расти. С другой стороны, доля слабовидящих и слепых в общей популяции детей, к счастью, невелика и составляет десятые доли процента. «Большинство детей со зрительными нарушениями - это дети с множественными нарушениями». Характер нарушений таков, что «изменения личности ребенка и зрения часто происходят одновременно. Около 70 % детей со зрительными нарушениями имеют и другие патологии»
У детей с нарушениями зрения наблюдается дефицит или нарушение контактов с окружающим миром, что приводит к их «выпадению» из социальной среды и в целом влияет на развитие личности. В этой связи одним из приоритетных направлений образования является минимизация депривации и раннее развитие детей этой категории, их включение в социальную жизнь, ее культуру, овладение ее ценностями и смыслами.
Как решается эта проблема в теории и на практике? Попытка ответа на этот вопрос оказалась далеко не однозначной. Степень ее концептуального и прагматического освоения далека от той меры, которая достигнута в смежных областях знания и опыта (особенно в «продвинутой» сфере вербальной культуры детей с отклонениями в развитии).
Мы узнаем об «идеологической приверженности» специальной педагогики идеям современной когнитивной психологии развития и социально-прагматической теории развития.
Однако при более предметном анализе литературы выясняется, что для новорожденного сначала важнее тактильная, вестибулярная, двигательная информация, а зрение и слух - два сенсорных канала, служащих для приема информации на расстоянии, роль основных информационных каналов начинают играть позднее. В норме зрение становится важным у 6-недельных детей. И лишь с третьего месяца это самый важный сенсорный канал.
Проблема ранней помощи детям с недостаточным зрением входит в объект исследований, но еще не стала их предметом, заслуживающим специального и систематического внимания.
Периферийный и запаздывающий характер, недооценка роли теоретической и практической работы по ранней коррекционной помощи слабовидящим детям обусловлены ее недостаточной концептуальной обоснованностью, дефицитом методологического базиса, представленного в общенаучном знании, включая инновационные идеи.
Когнитивная психология и социально-прагматическая теории развития - это эффективные инструменты познания проблемы при условии, что они опираются на достижения глубинной психологии.
Такова двуединая природа психофизического феномена восприятия - медиатора связи между исходным чувственным опытом ощущений и абстрактным мышлением. Применительно к нашей проблеме - это, прежде всего, восприятие пространства и времени. О роли зрительного восприятия пространства свидетельствует уже то, что у детей без зрительных нарушений 80 -90 % получаемой информации приходится на долю зрения. Доля этих процентов у слабовидящих детей точно неизвестна, заведомо меньше и отчасти компенсируется другими факторами, но в любом случае более значима, чем они. Такова же в принципе и роль зрения в освоении времени.
Восприятие конкретного пространства ни в зрительной норме, ни тем более в отклонениях от нее еще не дает понятия пространства вообще, но в многократном опыте, мысленно продолжая координаты предметов, достигается абстрактное представление о пространстве. Обычно оно имеет эвклидову (трехмерную) структуру стабильного поля восприятия. При отклонениях происходит смещение структуры осязаемого пространства.
В свою очередь, время - смена вещей и событий, начиная с Августина и Лейбница, рассматривается как способ существования человека, в котором он необходимо переживает прошлое, настоящее и будущее. Пространство и время существуют отдельно лишь в абстракции. Реально время - это одна из координат четырехмерного континуума, т. е. единства трех измерений пространства со временем, и поэтому мышление с необходимостью имеет континуальный характер.
В таком контексте принципиально важен вопрос о действительном начале этого процесса. В его решении наблюдается грубое противоречие между онтологическими реалиями и оценками экспертов, не говоря уже об безнадежно запаздывающей практике.
Но предварять эту работу необходимо исследованиями влияния на формирующееся зрение внутриутробного ребенка состояния матери и через нее - опосредованного воздействия ее социокультурной среды.
В послеродовой период воздействие этих факторов во многом изменяет свой характер и соотношение. Хотя в первые годы жизни ребенка биологические факторы в большой степени определяют его развитие, еще важнее психологическая и социальная среда - окружающие ребенка люди. Они приходят к выводу о том, что, хотя младенец появляется на свет активным и довольно многое умеющим существом, его дальнейшее развитие зависит от трех групп факторов: биологии, среды, активности ребенка. Эти факторы взаимодействуют между собой и могут резко ослаблять или усиливать влияние друг на друга. Для культурного развития детей с особыми образовательными потребностями особое значение имеет соотношение эмоционального и рационального.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)