Раннее социальное развитие детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности
Люди с отклонениями в развитии рождались в различные исторические эпохи, и в истории были периоды их преследования, особенно умственно отсталых людей, пренебрежительного отношения к ним, и сочувствия.
Из-за пессимистических взглядов на детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, они долгие годы считались «необучаемыми», а их воспитание сводилось к минимуму, ограничивалось самым необходимым. К сожалению, не учитывался тот факт, что ребенок с тяжелой интеллектуальной недостаточностью при специально организованном воспитании «выигрывает в своих возможностях не меньше, а больше, чем нормальный ребенок».
В настоящее время, в связи с интенсивными прогрессивными процессами, обусловленными интеграцией лиц с особенностями психофизического развития, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью, в общество и образовательную среду, понятие «необучаемый ребенок» изживает себя.
С реакции улыбки младенца начинается экстенсивное распространение психической активности; оно будет сопровождать характерное для этого возраста столь же мощное усиление физической активности, которое становится возможным благодаря созреванию мускулатуры и развитию мышечной координации.
Развитие моторики является важнейшей функциональной областью, значимой для развития интеллекта. От моторных способностей зависит удовлетворение повседневных потребностей, возможность перемещаться, приобретать опыт через деятельное обращение с вещами.
На первом году жизни на фоне хаотической двигательной активности появляются ощупывающие движения. Дальнейшее развитие движений проходит под контролем сенсорных систем, имеющих важное значение для социального развития ребенка.
Заметную роль в социализации ребенка играют идентификация и имитация. Формирование идентичности можно охарактеризовать как первичную фазу социализации. Идентичность «Я» служит необходимой базой всякого ролевого поведения. Необходимо точно знать, что должен и что не должен делать ребенок с умственной отсталостью. В связи с этим весьма важно научить его реагировать на словесные требования. Это возможно лишь в том случае, если ребенок научится понимать обращенную к нему речь.
Необходимым условием для развития понимания речи является своевременное развитие слухового и зрительного восприятия, а также кожно-кинестетического. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации.
В развитии понимания речи у ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью важную роль играют невербальные формы общения, которые имеют особое значение для эмоциональной сферы социализации.
Развитие предметно-манипуляционной деятельности имеет важное значение в формировании у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью навыков самообслуживания. Учитывая данные исследования, свидетельствующие о том, что большая часть молодых людей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не владеют навыками самообслуживания и нуждаются в постоянной помощи при одевании-раздевании, принятии пищи и т. д., систематическое формирование этих навыков необходимо начинать в ранний период. Родителям важно понять, что их ребенок, несмотря на его психическую пассивность, резко сниженную ориентировочную деятельность, при создании благоприятных условий может учиться и развиваться.
Организационно-процессуальный компонент включает характеристику тех условий, при которых ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью будет эффективной.
Первый интерактивный опыт ребенок приобретает в общении с матерью, отцом. Как считают специалисты, идеальным временем для первого контакта ребенка с родителями является период, который длится после рождения ребенка немногим более часа.
При нормальном развитии новорожденный сразу попадает в социальную среду, где центром является чаще всего один взрослый - мать, которая начинает его ласкать, разговаривать, радоваться, улыбаться и т. д., тем самым удовлетворяя потребности ребенка в эмоциональном общении.
Новорожденный с перинатальной патологией во многих случаях после роддома по жизненно важным показателям попадает в стационар. Поэтому он изначально иначе проходит период новорожденности, чем здоровый ребенок. В дальнейшем мать ребенка с перинатальной патологией, переживая стресс, подавленность, часто не в состоянии дать ему радость, эмоционально общаться с ним.
С учетом того, что с рождением ребенка ответственность за его нервно-психическое развитие ложится на семью, особенно актуальной является консультативно-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, которая может осуществляться в различных организационных формах (лекции, индивидуальные и групповые беседы, индивидуальные практические занятия педагога или психолога в присутствии матери и др.).
Проведение групповых бесед благоприятно влияет на эмоциональное состояние родителей. Они перестают чувствовать себя одинокими в своих заботах и трудностях, у многих пропадает чувство вины перед ребенком, к ним приходит понимание того, что нужно жить со своим ребенком насколько возможно нормально и что другие их дети должны жить полноценной жизнью.
Велика роль консультирования и в создании условий для дальнейшей интеграции детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в общество. Многие родители из-за стыда и растерянности ограждают его не только от посторонних глаз, но и от родственников, друзей, соседей. Во время бесед обращается внимание на то, насколько важно организовать взаимодействие ребенка с внешним миром. Ведь отношение окружающих к ребенку во многом зависит от установок родителей. Окружающие, видя, насколько дорог ребенок родителям, что они рады ему, будут иначе смотреть на него, может быть и с сочувствием, но без неприязни.
Эффективной организационной формой консультирования родителей является включение их в коррекционно-педагогические занятия с ребенком. Во время этих занятий родителей обучают развитию ориентировочных реакций и формированию взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), объясняются конкретные задачи каждого занятия, а главное - корректируется характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком, что формирует у родителей уверенный и активный стиль.
Начатая в условиях специальных учреждений коррекционная работа с ребенком продолжается родителями в домашней обстановке. Педагог консультирует родителей, как организовать эту работу в домашних условиях.
Помощь родителей в психическом развитии ребенка заключается не просто в достижении ним каких-то результатов, а прежде всего речь идет о возможности научить ребенка решать жизненно-практические задачи, ориентироваться в окружающем мире, жить в безопасности.
Таким образом, раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком в большинстве случаев позволяет смягчить переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию «особого» ребенка, сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.
Контрольно-оценочный компонент методики раннего социального развития детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью на этапе ранней коррекционно-педагогической помощи позволяет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка, корректировать ранее намеченную программу работы с ним, дать эффективные рекомендации по комплексному сопровождению ребенка в рамках образовательного процесса.
Промежуточная диагностика дает сведения о том, в каких функциональных областях ребенка обнаруживаются сильные или слабые стороны в сравнении с возрастной нормой. Диагностический процесс должен быть открытым, его родители могут не только видеть, но и корректировать.
Именно раннее социальное развитие и есть путь развития детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, путь к их успешной интеграции в общество, так как «что невозможно в плане индивидуального развития, становится возможным в плане развития социального».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)