Актуальные проблемы инклюзивного образования
Система специального образования сложилась еще в советские времена. После ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах ребенка» началась систематизированная работа по защите прав детей.
Закон «Об образовании» стал началом реформирования системы специального образования. В Законе есть положение о том, что дети с особыми образовательными потребностями по выбору родителей могут получить образование как в общеобразовательных, так и в специальных школах по особым программам.
Решением правительства были реорганизованы в государственные некоммерческие учреждения - специальные общеобразовательные учебные заведения. Это изменение явилось одним из направлений реформирования системы интернатов. Учитывая важность задач организации социального интегрирования, образования, воспитания, естественного развития, обучения детей, имеющих особые образовательные потребности, реформирование специальных учебных заведений происходит согласно вышесказанному, а также Закону «О социальной защите инвалидов».
В настоящее время в системе Министерства образования и науки действуют специальные школы, в том числе и школы, в которых обучаются дети-сироты, дети без родительской опеки, а также школы для детей, проявивших чрезвычайные способности.
Параллельно с общеобразовательной системой Программа реформирования системы специального образования основывается на двух фундаментальных принципах - доступности образования и его качестве. Для детей с особыми образовательными потребностями - это создание равных условий и обеспечение особых условий образования для получения ими соответствующего их нуждам качественного образования.
Стратегия обучения детей, нуждающихся в особых образовательных условиях, строится на следующих исходных положениях:
- дети с особыми образовательными потребностями в вопросе выбора общеобразовательного учреждения и усвоения обязательных государственных образовательных программ имеют равные со всеми остальными права;
- дети с особыми образовательными потребностями имеют право пользоваться специальными медицинскими, психологическими и социальными услугами независимо от выбранного ими типа учебного заведения;
- с точки зрения всестороннего нормального развития ребенка предпочтительнее организация его образования без отрыва от семьи и общества.
В этом смысле первоочередным является реформирование системы специального образования.
Направление реформ в системе специального образования:
- структурное реформирование системы специальных учреждений;
- реформирование механизмов управления специальными учреждениями и их финансирования;
- децентрализация услуг, оказываемых специальными учреждениями;
- улучшение качества образования и ухода за детьми в специальных учреждениях;
- совершенствование системы приема в специальные учреждения.
С целью осуществления этих направлений был принят ряд юридических актов, предложены изменения в законах «Об образовании», «О правах детей» и «О социальной защите инвалидов», принят Закон «Об образовании детей с особыми образовательными потребностями».
Основные положения названного выше Закона:
- установлены категории для детей с особыми образовательными потребностями, среди которых нет установленной в прошлом категории детей-сирот, детей без родительской опеки или детей с чрезвычайными способностями;
- указано, что государственное должностное лицо территориального управления свидетельствует о детях, нуждающихся в особых условиях образования;
- укоренилось понятие «инклюзивное образование»;
- инклюзивное образование - это обеспечение особых условий образования для детей с особыми образовательными потребностями для совместного обучения их со своими сверстниками в общеобразовательных школах. В основе политики инклюзивного образования лежит интерактивный метод обучения, который предполагает личностно-ориентированную направленность урока. Суть метода состоит в выявлении и оценке индивидуальных нужд каждого ребенка, а также в стимулировании активного участия ребенка в процессе обучения. Важной составляющей метода является создание группы, в которую входят педагог общего профиля, специальный педагог, логопед, психолог, родители, координатор. Группа оценивает образовательные потребности каждого ребенка, выявляет его медицинские и социальные нужды, которые влияют на образование ребенка.
Разрабатывается индивидуальный учебный план, направленный на удовлетворение нужд, потребностей. Таким образом, этот метод дает возможность организации образования детей с особыми образовательными потребностями учиться вместе со своими сверстниками в общеобразовательной школе, а при необходимости - по особым программам.
С целью регламентации и соответствия Конституции (деятельности системы) правительство приняло ряд решений, в которых:
- утверждены типы учреждений, осуществляющих защиту и уход за детьми, определены стандарты приема детей в эти заведения;
- утвержден необходимый порядок финансирования государственных некоммерческих учреждений и общеобразовательных школ, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями;
- установлены необходимые минимальные государственные социальные стандарты для учреждений, осуществляющих защиту и уход за детьми, в том числе и в специальных общеобразовательных учебных заведениях;
- в специальных школах сформированы управленческие советы. В управление специальных учреждений для решения внутришкольных вопросов будут широко привлекаться родители и заинтересованные общественные организации;
- приказом Министра образования и науки утверждены стандарты медико-психолого-педагогической оценки детей, нуждающихся в особых условиях обучения;
- утверждены стандарты специального образования для детей с легкой, средней, а также тяжелой умственной отсталостью и разработаны проекты предметных программ.
«Интегрирование» не должно привести к любым, не подкрепленным мировой практикой попыткам уйти от системы изолированного обучения детей с физическими или умственными недостатками.
Реформирование должно быть таким, чтобы обучение в школах стало более гибким в отношении особенностей каждого ребенка, чтобы индивидуальные различия рассматривались не как проблемы, которые надо решать, а как возможности для обогащения процесса обучения. Такой подход возможен лишь там, где существуют уважение к индивидуальности и культура сотрудничества.
Идущие реформы образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, постоянно находятся в центре внимания руководства страны и образования.
Политика и практические меры по обеспечению качественного образования для всех детей, как одного из центральных элементов развития страны будут способствовать успешной и полноценной реализации поставленной задачи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)