Оценка политической и общественной жизни
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, что в законах отсутствует обязательное требование относительно доступности помещений и материалов избирательного процесса, а также критерии такой доступности при проверке и уточнении списков избирателей. Лица с инвалидностью практически лишены возможности быть активным участником этого этапа избирательного процесса.
Голосование должно проходить в специально отведенных и оборудованных помещениях, расположенных, как правило, на первых этажах зданий, иметь пандус, свободный вход и выход.
Обычно, помещения для голосования располагаются в школах и других учебных заведениях, которые являются тотально архитектурно недоступными для маломобильных групп населения, включая лиц с инвалидностью.
Не применяются принципы «разумного приспособления» и концепция «универсального дизайна», которая гарантирует равенство доступа, что нарушает права и достоинство людей с инвалидностью, а также принципы недискриминации и равных возможностей.
Законодательство предусматривает, что предвыборная агитация может осуществляться в любых формах и любыми средствами, которые не противоречат Конституции и законам. Одной из форм предвыборной агитации является проведение публичных мероприятий. Устанавливая требования к проведению публичных мероприятий предвыборной агитации, законодательство определяет, что органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставлять помещения, «пригодные для проведения публичных мероприятий» предвыборной агитации. Поскольку доступность (архитектурная) не является критерием пригодности для проведения публичных мероприятий, то лица с инвалидностью не имеют гарантированного доступа к предвыборной агитации в форме таких публичных мероприятий.
Законодательство предусматривает, что печатная продукция предвыборной агитации (печать информационных плакатов и материалов предвыборной агитации) осуществляется за счет средств, выделяемых из государственного бюджета на подготовку и проведение выборов, а также за счет кандидатов, политических партий и блоков - субъектов избирательного процесса.
Центральная (территориальная) избирательная комиссия за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета на подготовку и проведение выборов, обеспечивает изготовление информационных плакатов кандидатов, политических партий и блоков, зарегистрированных избирательной комиссией. Предполагается, что информационные плакаты должны быть одинаковыми по форме, размеру, полиграфическому выполнению, установленными соответствующей избирательной комиссией, и должны быть размещены в помещении избирательного участка. Такой подход к унифицированному отображению кандидатов, партий и блоков на предвыборной печатной продукции, изготавливаемой на средства Государственного бюджета, направлен на обеспечение как равного отображения кандидатов, партий, блоков так и одинакового донесения предвыборной агитации. При этом нет никаких требований по доведению за счет средств Государственного бюджета печатной предвыборной агитации к гражданам с нарушениями зрения.
Ни один из законов не устанавливает требований к равному доступу к предвыборной агитации в средствах массовой информации для лиц с инвалидностью, в том числе с недостатками слуха, например путем введения обязательного титрования и перевода на жестовый язык (сурдоперевода) предвыборной агитации на телевидении.
Особая процедура голосования - это пока единственный гарантированный и отработанный механизм, которым лица с инвалидностью могут воспользоваться для голосования.
Что касается приспособленности самих избирательных бюллетеней, то только в рамках выборов народных депутатов для обеспечения голосования избирателей с недостатками зрения Центральная избирательная комиссия производит трафареты для бюллетеней рельефно-точечным шрифтом (по методу Брайля) из расчета по два трафарета на обычный избирательный участок. Для специальных избирательных участков такие трафареты могут изготавливаться по представлению окружной избирательной комиссии. К сожалению, это остается только на бумаге - на выборах это не было применено.
Несмотря на конституционную гарантию каждому гражданину на управление государственными делами, ни один из законов, который регулирует избирательный процесс или прохождение государственной службы, не предусматривает механизмов доступа к управлению государственными делами для людей с инвалидностью.
Рекомендации
Разработать и принять изменения в законодательство, с целью приведения его в соответствие с требованиями Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Существует необходимость закрепления практических механизмов реализации основных «стандартов» в сфере защиты прав инвалидов.
Обеспечить выполнение (включая соответствующее финансовое обеспечение) плана действий по реализации Конвенции о правах инвалидов.
Осуществить анализ действующей законодательной базы на предмет недискриминации людей с инвалидностью и обеспечения их равного участия в жизни общества.
Необходимы изменения на уровне конституционного законодательства, ведь термины «равенство» и «недискриминация» по отношению к инвалидам не являются идентичными и существенно отличаются по содержанию.
Осуществить оценку существующих государственных программ в соответствии с требованиями Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью и их финансирование с целью их совершенствования, оптимизации ресурсов для улучшения качества жизни людей с инвалидностью и их семей, делая упор на их интеграцию в жизнь общества.
Ввести гарантии защиты людей с инвалидностью от насилия и жестокого обращения через эффективное осуществление политики и принятие соответствующего законодательства.
Вести действенный ведомственный контроль и мониторинг за выполнением действующего законодательства по выполнению Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, защиты и реализации прав лиц с инвалидностью. Есть необходимость во внедрении парламентского контроля за осуществлением Конвенции о правах людей с инвалидностью.
Ввести действенные механизмы сотрудничества между министерствами и ведомствами с целью внедрения интегрированного подхода по всем вопросам инвалидности при формировании политики.
Внести изменения в действующее законодательство с целью введения концепции «универсального дизайна» во все сферы жизнедеятельности общества.
Обеспечить информационную доступность государственных сайтов для незрячих и слабовидящих людей с целью использования их наравне с другими гражданами всеми правами и основными свободами.
Принять меры для поощрения частных предприятий, которые предоставляют услуги общественности, к оказанию услуг в доступных и приемлемых для людей с инвалидностью форматах.
Ввести на курсах повышения квалификации государственных служащих обязательность преподавания курсов по вопросам инвалидности, формирования инклюзивной политики, доступности и универсального дизайна.
Пересмотреть существующую политику по сбору статистики в отношении людей с инвалидностью, в основу которой положить права человека и социальную модель инвалидности.
Повысить уровень осведомленности общества об инвалидности с целью улучшения отношения к людям с инвалидностью, как активных и полноправных членов общества.
Расширить возможность людей с инвалидностью вести независимый образ жизни в обществе путем внедрения интеграционных технологий и универсальной концепции.
Осуществить мониторинг обеспечения прав женщин с инвалидностью, с целью внесения соответствующих изменений в действующие государственные программы и законодательство. Подготовить государственный доклад о реализации и обеспечении прав женщин с инвалидностью и их интеграции в общество, привлекая к ее подготовке организации людей с инвалидностью.
Внести изменения в действующее законодательство по вопросам гендерного равенства в целях учета потребностей лиц с инвалидностью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)