Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, что законодательство гарантирует людям с инвалидностью доступ к информации. Вместе с тем существуют существенные недостатки в практическом решении вопросов гарантированных Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью.
Интернет-сайты органов государственной власти, центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления можно считать частично доступными для незрячих. Это свидетельствует о ненадлежащем уровне информирования указанной категории о нормативном обеспечении и характере предоставления публичных, административных услуг.
Наибольшие ограничения в доступе к информации испытывают лица с интеллектуальной недостаточностью, люди с проблемами психического здоровья. Использование методов «упрощения чтения» для людей с интеллектуальной недостаточностью находится на зачаточном уровне и инициируется только общественными организациями.
Использование азбуки Брайля осуществляется только через частичную поддержку средств массовой информации и изданий рельефно-точечным шрифтом. Положительным является факт распространения официальной информации по каналам радио, однако ограничения только одним источником информации не решает проблему информирования о предоставлении публичных услуг.
Образование
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, что существующая законодательно-нормативная база в сфере образования лиц с инвалидностью не соответствует основным принципам Конвенции о правах инвалидов и свидетельствует о необходимости разработки новых нормативно-правовых актов, а также внесении изменений в уже действующие законодательные документы, которые подтвердили бы основ
В законодательно-нормативных актах встречаются разные термины: «дети и молодежь с инвалидностью», «дети и молодежь с особыми образовательными потребностями», «дети, которые нуждаются в коррекции физического или умственного развития», «лица, имеющие физические и умственные недостатки», «лица с физическими ограничениями», «лица с ограниченными возможностями», что прежде всего, не соответствует пониманию восприятия инвалидности с учетом социальной модели.
После ратификации Конвенции о правах инвалидов с участием общественных организаций были подготовлены законодательно-нормативные изменения, регламентирующие внедрение инклюзивного образования.
Существует проблема со сбором статистических данных о количестве детей с инвалидностью и обеспечения их права на равный доступ к качественному образованию по месту жительства. Не существует достоверной статистики по количеству детей с особыми потребностями, которые учатся в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях. Не существует информации насколько учебная среда (методы преподавания, учебную среду и т.д.) приспособлены к особым потребностям этих детей.
Экспертный Совет общественных организаций отмечает отсутствие ведомственного мониторинга реализации права на образование людей с инвалидностью, не отслеживается выполнение действующего законодательства в сфере внедрения инклюзивного обучения.
Остается актуальным вопрос обеспечения специальных учебных заведений учебной литературой, особенно учебниками. Из-за нехватки средств издание учебно-методической литературы специального назначения осуществлялось не в полном объеме.
Здоровье
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, что в Государственном отчете в Комитет Организации Объединенных Наций по правам людей с инвалидностью не отслеживается раскрытия исполнения статьи Конвенции о правах людей с инвалидностью, которая гарантирует право людям с инвалидностью на высокий уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. После ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью не произошло существенных изменений в политике предоставления качественных услуг для людей с инвалидностью в сфере здравоохранения. Государство только декларирует создание доступного для граждан с инвалидностью медицинского обслуживания.
Законодательно-нормативные документы, связанные с обеспечением доступа к качественным медицинским услугам в сфере здравоохранения, не выполняются - «остаются на бумаге».
Проблемы, которые существуют в сфере доступа к качественным медицинским услугам, характерны для людей с инвалидностью разного возраста и нозологий.
Как факт непоследовательности политики и игнорирования проблем людей с инвалидностью, Экспертный Совет общественных организаций отмечает ситуацию, связанную с созданием независимых условий для поддержания нормальной жизнедеятельности стомированных больных. Законодательство, определяющее обязанности органов исполнительной власти в отношении этой категории людей, не выполняется и не имеет бюджетного обеспечения; не создана реабилитационная инфраструктура для людей с инвалидностью со стомой, не разработана государственная программа медицинского, реабилитационного, социального обслуживания стомированных больных и даже отсутствует их учет.
Экспертный Совет общественных организаций отмечает архитектурную и информационную недоступность учреждений здравоохранения. Администрацией заведений вопрос доступности трактуется по своему усмотрению, игнорируются государственные строительные нормы.
Значительная часть аптек являются недоступными для маломобильных групп. Существующая «кнопка вызова» работников, установленная вместо пандусов, не срабатывает. Есть много примеров, когда такие заведения открываются на первых этажах жилых домов в бывших жилых помещениях, не приспособленных для пользования маломобильными группами населения.
В некоторых аптеках пандусы построены с нарушением государственных строительных норм, при этом существует механизм выдачи лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, который, увы, не регламентирует архитектурную доступность помещений.
Экспертный Совет общественных организаций отмечает существующую дискриминацию на основании инвалидности в предоставлении услуг, особенно людям из сельской местности. Существующая система здравоохранения базируется на медицинском подходе к вопросам инвалидности.
К сожалению, общественные организации людей с инвалидностью не привлекаются к подготовке, разработке нормативных документов, подготовке программ в сфере здравоохранения. Информация о существующих услугах в сфере здравоохранения не доносится до людей с инвалидностью, отсутствует на веб-сайте Министерства здравоохранения, областных управлений здравоохранения.
Существующая система обеспечения медицинскими средствами людей с инвалидностью и средствами гигиены не работает в большинстве регионов из-за отсутствия механизма финансирования управлений здравоохранения именно в этих направлениях бюджетных расходов. Люди с инвалидностью при мизерных пенсиях вынуждены самостоятельно обеспечивать себя медицинскими и гигиеническими средствами. Отсутствует банк данных для людей с инвалидностью, которые нуждаются в данных средствах, кроме Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве в отношении лиц, получивших травмы или заболевания при исполнении обязанностей на работе или службе.
Не проводится надлежащая подготовка государственных служащих в сфере здравоохранения по вопросам инвалидности, специфических проблем людей с инвалидностью и этики общения с ними.
Экспертный Совет общественных организаций отмечает, особую ситуацию с предоставлением услуг для людей с психическими и умственными нарушениями в учреждениях системы здравоохранения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)