Результаты проведенной фокус-группы с родителями, которые воспитывают детей с инвалидностью
Дети, которых воспитывают женщины - участницы фокус-группы имеют инвалидность по таким заболеваниям: аутизм; нарушения опорно-двигательного аппарата; бронхиальная астма; умственная отсталость.
Характеристика семейного положения женщин: мамы находятся в подавленном состоянии, в состоянии опасности своих детей, защищая их от недоброго отношения общества. Некоторых женщин бросили мужья. Особенно тяжелая ситуация, когда мама тоже инвалид.
Женщины отвечали на 14 вопросов во время проведения фокус-группы.
Во время ответов прояснились вопросы, которые касаются участия детей в культурной жизни, проведении досуга, отдыхе и занятиях спортом.
Причины, по которым дети не принимают участие в городских праздниках и мероприятиях, это:
- особенности заболевания ребенка, которые делают невозможным использование транспорта для переезда к месту проведения праздников и мероприятий (бронхиальная астма);
- особенности заболевания детей-аутистов и с умственной недостаточностью - страх большого скопления людей, поэтому более комфортным является пребывание в «известной» для ребенка небольшой группе. Дети-аутисты не любят шумных мест. По этой же причине эти дети и их родители не пользуются городским транспортом;
- нет достаточного количества денег для выезда на все праздники;
- когда праздники заканчиваются поздно, то добраться домой невозможно;
- нет информации о проведении этих праздников и мероприятий, и условий, в которых они проводятся;
Результаты фокус-группы:
- Обустройство улиц, транспорта и архитектурных сооружений.
Неустроенные тротуары, бордюры, скат под высоким уклоном.
Трудно заходить в транспорт.
Если занимаем отведенные для инвалидов места, часто слышим обиды от водителей маршруток и пассажиров.
Остаются проблемой проездные билеты, которые получают дети с инвалидностью, занимающиеся в кружках.
Очень часто водители маршруток, когда видят людей с инвалидностью - проезжают мимо.
- Повышение чувства ответственности и помощи со стороны других граждан.
Мало в обществе поднимают проблемные вопросы людей с инвалидностью. Надо больше проводить обсуждений этих вопросов с привлечением людей с инвалидностью. Вывод мам детей с инвалидностью - «Не готово еще общество воспринимать таких людей и детей!».
Дети с инвалидностью находятся все время под насмешками одноклассников.
- Создание сети социальных работников, волонтеров, которые помогали бы людям с инвалидностью во время культурных, спортивных, творческих и туристических мероприятий.
Все матери проговорили, что необходимо создавать сети социальных работников.
Социальные работники, которые существуют сейчас, не удовлетворяют потребности людей и детей с инвалидностью.
- Организация учебных программ для людей с инвалидностью для повышения самооценки, уверенности и желания быть активным в культурных, спортивных, творческих и туристических мероприятиях.
Очень необходимы детям и взрослым психологи.
Немаловажно отношение учителя к детям с инвалидностью.
- Размещение в Интернете фотоизображений художественных произведений искусства, аудио книг, голографических изображений, анонсов туристических маршрутов, виртуальных экскурсий.
У многих людей с инвалидностью нет компьютера, и покупка для них невозможна из-за нехватки средств.
Матери детей с аутизмом сказали об опасности увлечения Интернетом, так как дети могут замкнуться и «уйти в себя».
Проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при реализации права на культурную жизнь
Проанализировав ответы опрашиваемых, можно сказать о следующих тенденциях:
Более двух третей опрошенных мужчин и женщин с инвалидностью считают самыми большими препятствиями на получение услуг в сфере досуга, культуры, отдыха, физической культуры людьми с инвалидностью - архитектурные препятствия и недоступность транспорта для проезда. Передвигаться трудно по городу на колясках до проведения мероприятий и во время проведения мероприятий. Вот ответ молодой женщины 26 лет: «Нет желания посещать культурные мероприятия, потому что, очень тяжело передвигаться».
Во всех блоках вопросов, касающихся доступа к тем или иным услугам в сфере досуга: городским праздникам; театрам и кинотеатрам; кафе, ресторанам; паркам, скверам, пляжам; библиотекам; музеям, литературным слушаниям, концертам; кружкам; выставкам было названо лишь препятствие в доступе - это недоступность транспорта для проезда:
- высокие лестницы в городском транспорте;
- отсутствие программы «социального такси» со специально оборудованными подъемниками;
- особенности заболевания ребенка, которые делают невозможным использование транспорта для переезда к месту проведения праздников и мероприятий (аутисты, дети с умственными расстройствами, с бронхиальной астмой и другими заболеваниями);
- недоступность транспорта в вечернее время и другие.
Следующим, не менее важным препятствием является по мнению опрошенных - ограниченный доступ к туалетам.
Часть опрошенных, большинство из которых женщины, имеет высокий уровень неуверенности в получении помощи со стороны представителей общества.
Причину «нет желания выходить из дома», в основном, высказывали лица с инвалидностью по слуху; женщины и представители интерната и другие люди с инвалидностью.
Причину «стыжусь» в основном отмечали дети. Взрослые мужчины и женщины подчеркивали эту причину при посещении праздников друзей, кафе, баров.
Причина «нет средств» встречалась почти при ответах на все вопросы, особенно это отмечали матери детей инвалидов.
Причина «отсутствие сопровождающих» особенно остро возникла при ответе на вопрос посещаемости парков; скверов; пляжей.
Другие причины, по которым дети не посещают массовые культурные мероприятия, которые были озвучены во время проведения фокус-группы:
- особенности заболевания детей: например, у детей-аутистов и детей с умственной недостаточностью есть страх большого скопления людей, они не любят шумных мест. Более комфортным является нахождение в «известной» для ребенка небольшой группе;
- недостаточно информации о проведении этих праздников и мероприятий;
- недостаточно информации об условиях, в которых проводятся праздники или мероприятия, и являются ли они доступными и удобными для людей и детей с инвалидностью;
- нет конкретных ссылок - приглашений именно для детей с инвалидностью;
- отсутствие достаточного количества денег для выезда на праздники;
Причины, по которым дети не посещают библиотеки такие: «дома есть много книг, не любит читать, интересуется журналами, дома есть компьютер».
Причины, по которым не посещают кафе мамы с детьми: очень накурено, а это опасно для детей с инвалидностью, очень дорого.
По мнению матерей, участниц фокус-группы, причины по которым занятия спортом не являются постоянными для детей с инвалидностью:
- Инваспорт не доступен для всех детей с инвалидностью (заниматься спортом в специализированных учреждениях могут только дети с низким IQ).
- Частные спортзалы имеют «недоступные» цены.
Остается непродуманной система занятия физкультурой в школах. Лучше уменьшить нормативы, чем вводить дополнительные занятия.
Анализ средств массовой информации
Значительный потенциал улучшения ситуации с реализацией прав инвалидов будет открыт в случае изменения преобладающих стереотипов, которые были сформированы в тоталитарные времена, согласно которым: люди с инвалидностью - это больные люди, и к ним необходимо относиться с жалостью и сочувствием. Анализ средств массовой информации указывает, что уже происходят определенные трансформации в восприятии людей с инвалидностью. Во многих публикациях люди с инвалидностью выступают как равные члены общества с такими же правами и возможностями. Им есть что сказать и подсказать обычному обществу, например, как с помощью силы духа, веры в свои силы, взаимопомощи, положительного отношении к окружающей среде - преодолевать кризисные явления. Общественные организации прилагают усилия, чтобы разорвать замкнутый круг общения «инвалид-чиновник» и привлечь к диалогу политиков, художников, философов, культурологов, даже «соседей». Ведь от интеграции людей с инвалидностью в обычное общество выигрывают, прежде всего, простые граждане, которые получают безопасную и комфортную городскую среду.
Цель - сбор и изучение информации о наличии общественных стереотипов в местном обществе в отношении инвалидов и инвалидности, в частности.
В результате проведенного исследования были пересмотрены несколько газет.
Публикации, обнаруженные в процессе мониторинга, можно сгруппировать следующим образом:
- материалы о проведении различных акций для людей с ограниченными возможностями;
- материалы о работе центров социальной реабилитации детей-инвалидов;
- материалы о спортивных достижениях;
- материалы о социальной защите.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)