Инклюзивные ценности
Равенство и родственные ему понятия равноправия, объективности и справедливости занимают центральное место в системе инклюзивных ценностей. С другой стороны, неравенство, неравноправие, предвзятость и несправедливость являются формами исключения. Понятие равенства не означает, что все одинаковы или ко всем нужно одинаково относиться. Зато говорится о том, что каждую личность следует воспринимать как равноценную.
Это понимание равенства также говорит о том, как взрослые и дети в школе должны вести себя по отношению друг к другу. Оно
заставляет задуматься над тем, каким образом детей объединяют в группы в классе или в школе, и напоминает нам, что при образовании групп необходимо избегать возникновения определенной иерархии. Понятие равенства актуально и тогда, когда мы анализируем способ управления учебным заведением. Стоит заметить, что инклюзивное видение равенства не сводится к «созданию равных возможностей» для детей разного статуса, материального благополучия и с разными жизненными условиями. В нем прежде всего речь идет об уменьшении влияния этих факторов, которые приводят к неравенству.
Рефлексия о готовности людей мириться с различными формами неравенства в аспекте материального благосостояния или жизненных условий на национальном и глобальном уровне раскрывает глубокие разногласия относительно восприятия инклюзии. Часто аксиома о «одинаковой ценности и значимости каждой жизни и каждой смерти» не является господствующей
в поведении не потому, что люди естественно больше беспокоятся о своих близких, а потому, что не считают, что страдания других, не относящихся к их семье, не являющихся их соседями или согражданами, так же должна побуждать к действию для уменьшения этих страданий.
Акцент на правах логически вытекает из концепции равенства. Это способ выразить равноценность каждого человека, поскольку все люди наделены равными правами. Обращаясь к категории прав, мы тем самым утверждаем, что для каждого человека на равной основе необходимо обеспечить свободу от нужды и свободу для инициативы. При таких условиях все получают одинаковые права на питание, жилье, защиту, уход и гражданское участие. Действия, которые приводят к неравенству, не могут апеллировать к наличию определенного права. Это неизменный принцип любой идеи обеспечения прав на выбор или на владение имуществом, если реализация таких прав приводит к усилению неравенства других.
Дети и молодежь имеют право получать бесплатное государственное (то есть такое, что обеспечивается государством) образование высокого качества по месту своего проживания. Продвижение концепции прав человека в сфере образования поощряет налаживание отношений, построенных на основе взаимности и заботы. Иногда люди склонны связывать между собой права и обязанности, однако такая позиция ошибочна, если в ней содержится хотя бы какой-то намек о том, что наделение правами зависит от того или иного поведения. Мы обладаем правами, безусловно, только в силу того, что являются людьми. Вместе с тем в некоторых ситуациях случается конфликт прав - например, когда для соблюдения права одного человека на безопасность приходится накладывать ограничения на свободу другого.
Очевидно, что на практике концепция прав тоже вызывает противоречия несмотря на явную готовность следовать им в том виде, в котором они закреплены в документах Организации Объединенных Наций. Такой вывод напрашивается сам собой, несмотря на частые случаи пренебрежения ими в разных уголках мира и отсутствие усилий для решения проблем, связанных с нарушением прав человека. Кроме того, рассуждения по поводу прав человека также могут поднимать вопрос об отношении к людям и об идее распространения прав на все формы жизни, даже на целостность планеты.
В учебных заведениях часто не ставится задача создавать возможности для участия работников, молодежи и их семей. Понятие участия выходит за рамки физического присутствия, но начинается оно именно с нее. Можно говорить о двух составляющих участия, где первая связана с коллективным делом или деятельностью, а вторая - с эмоциональным вовлечением. Иными словами, участие имеет место не только тогда, когда человек привлечен к определенной коллективной
деятельности, но и тогда, когда он чувствует свою сопричастность и то, что его принимают. Участие — значит быть и сотрудничать с другими. Оно предусматривает активное привлечение к учебной деятельности. Это понятие также охватывает высказывание своего мнения в процессе принятия решений по собственной жизни (в том числе и получение образования) и связано с идеями демократии и свободы. В дополнение к перечисленному выше, оно отражает важное право не участвовать, утвердить собственную автономию в отношении группы, сказав «нет». Иногда такое поведение требует мужества. Когда мы осознаем источники природу наших действий, намерений и чувств, это помогает нам активно участвовать в своей жизни. Стоит добавить, что участие невозможно без диалога с другими на основе равенства, а потому оно также требует сознательно отложить в сторону различия в плане статуса и полномочий. Уровень участия возрастает, когда взаимодействие с другими усиливает ощущение собственной идентичности, когда нас принимают и ценят такими, какие мы являемся.
В контексте инклюзии уважать означает ценить других и хорошо относиться к ним, исходя из убеждения в том, что каждый человек обогащает сообщество своей индивидуальностью и своими положительными действиями. Уважение не имеет ничего общего с преклонением перед определенными людьми, потому что они наделены высоким статусом или полномочиями.
Под «многообразием» понимают видимые и невидимые различия и сходства между людьми: многообразие - это любое отличие между представителями всего человеческого рода. В той или иной степени, понятие многообразия касается каждого человека, а не только тех, кто, по общему мнению, не соответствует критериям иллюзорной нормальности. В то же время иногда значение этого термина искажается, когда его связывают с отличиями и используют для характеристики тех, «кто не такой, как мы».
Группы и сообщества считаются однородными, когда отсутствует осознание различий, существующих внутри них. Инклюзивный подход к разнообразию приветствует создание разнородных групп и признает равноценность других, независимо от их заметного различия. С этой точки зрения многообразие не проблема, которую необходимо решать, а наоборот, становится огромным ресурсом для жизни и учебы. Такое видение контрастирует с выборочным подходом, который призван поддерживать единообразие с помощью категоризации и распределения людей по группам, организованным в соответствии с определенной иерархии ценностей. С другой стороны, процесс ценить многообразие имеет свои пределы. В частности, оно не означает, что мы принимаем или ценим деструктивные поступки людей по отношению к другим или окружающей среды, которые ведут к нарушению прав человека, даже если подобное поведение является неотъемлемой чертой их индивидуальности. Освобождение различий обычно оборачивается отрицанием отличий в нас самих. Поэтому, когда люди не хотят признавать, что впоследствии тоже могут иметь определенные нарушения или состарятся, это усиливает их желание отделиться от пожилых людей или людей с инвалидностью и порождает предвзятое отношение к ним. Инклюзивный подход к разнообразию также предполагает понимание и сопротивление глубоким деструктивным угрозам, которые возникают вследствие отождествления различий или странностей с неполноценностью. Когда такое случается и глубоко укореняется в культуру общества, это может привести к масштабной дискриминации и даже к геноциду.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)